Хасанов И.Д

Введение

Вряд ли найдется человек, который не был бы знаком с картиной Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Но не каждый знает, кого ещё из художников затронула данная тема.

Волга — широкая дорога российской государственности, над которой шумели эпохи княжеских междоусобиц и феодальной разобщенности, борьбы с иноземными захватчиками и объединения волжских земель под эгидой русского царя. Все перевидела Волга, все пережила, все перечувствовала. Она укрепляла патриотический дух достойных сыновей и поднимала могучие таланты на служение всей России. С ее берегов и с ее благословения в нашу историю, шагнули предводители волжской вольницы Разин и Пугачев. Ей обязаны глубиной проникновения в суть народных явлений Радищев, Карамзин, Чернышевский, Добролюбов, Островский, Некрасов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой, Горький, Федин, Лобачевский, Ушинский, Яблочков, Вавилов. А сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, художников, музыкантов, политических деятелей! Пожарский, Шаляпин, Репин, Саврасов, Левитан, Ляпунов, Свердлов, Куйбышев, Чапаев, Панфилов, Клочков-Диев, Русланова, Петров-Водкин, Зыкина, Лемешев…

Цель исследовательской работы – «Бурлаки на Волге» - как тема для художника. Кому принадлежит первенство в разработки этой темы?

Задачи исследовательской работы:

ü поиск картин с изображением бурлаков на реке Волге;

ü поиск художников, рисовавших картины с изображением бурлаков;

ü выявить хронологическую последовательность в написании картин данной тематики;

ü создать презентацию по теме «Тема для художников «Бурлаки на Волге».

Актуальность исследования

Интерес к трудовому народу, к их судьбам, лицам, образам – волновал многих деятелей искусства. Некрасов писал поэмы, а многие художники, не смотря на веяния моды в создании портретов, тянулись к реальностям жизни, к бытовому пейзажу. Вглядываясь в картины, мои современники задаются вопросом - Почему именно картина И.Репина «Бурлаки на Волге» известна многим? Другие художники не рисовали бурлаков? Поэтому я решил поискать ответы на данные вопросы.

И.Е. Репин

1Илья Ефимович Репин – русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Однажды, во время прогулки по Неве увидел изнеможденных, оборванных людей, волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, во всем чудовищно непохожие на окружающих их благополучных, нарядных дачников. Празднично одетые прогуливающиеся господа, а рядом бурлаки в лямке, тянущие баржу. Впечатление у художника от этой сцены было очень сильным. Репину пришла мысль о создании картины. "Со смелостью, у нас беспримерною, Репин окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности". Эти слова выдающегося русского критика В.В. Стасова рисуют меру подвига молодого живописца, только что окончившего Академию художеств и получившего первую золотую медаль…

Подсказанная жизнью тема так овладела художником, что он вынашивал ее около пяти лет, делая все эти годы наброски и эскизы в поисках решения.

Он едет на Волгу, встречается с бурлаками, изучает их жизнь. Почти всё лето 1870 года Репин в компании молодых художников провел на Волге - в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево) в 15 верстах от Самары. Нарисовал картину «Ширяев буерак на Волге», 1870г.

Здесь он непосредственно наблюдал и близко познакомился с жизнью народа, окунулся в самую гущу бурлацкого быта; увидел красоту того русского характера, который и получил свое выражение в картине.

Репин неустанно сопровождал бурлаков во время их движения по берегу, наблюдал за ними и воспроизводил наиболее интересные типы в этюдах. Этот живой источник творчества помог художнику найти прототипы задуманных образов и подсказал ему убедительное живописно-пластическое решение темы.

Именно здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, и написал много эскизов к "Бурлакам", и сделал много зарисовок. Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник - со временем сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил мастер. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

2По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. И только в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Он и значительней всех, будто известно ему больше, чем остальным - не только подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором все грезят...

На картине Репина лапотники-бурлаки, несмотря на изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да и не нуждаются в ней. Могучая внутренняя, пока еще не осознанная ими сила живет в них. И кажется, нет такой преграды, что могла бы встать на пути и сдержать ее.

3В результате в 1873 году родился шедевр «Бурлаки на Волге». (Картина находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург)

В картине - широкие просторы великой русской реки, по раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу. Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. Яркое солнце освещает всю артель, темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, ясностью пейзажа, полными светом и воздухом бескрайними просторами. Узкая полоска берега, смутные очертания холмов за широкой водной гладью усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, что позволяет художнику еще резче оттенить «темное, сальное, какое-то коричневое пятно» (по выражению самого художника) — бурлаков.

Первое впечатление от картины именно такое: среди искрящегося солнцем пейзажа движется темное пятно. Сначала видишь только это пятно, вытянутое по берегу, группу людей. Затем начинаешь различать лица: бурлака с трубкой, старика, молодого парня и, наконец, замечательного вожака артели Канина. И постепенно воспринимаешь каждого члена артели как индивидуальность, как характер.

В картине раскрывается живописный талант Репина. Пластично вылепленные фигурки бурлаков, даже их лохмотья. Пейзаж с его желтым песком, в котором вязнут ноги, с голубоватой лентой реки, пестрой баржей и высоким знойным летним небом написан широко, смело, красиво. Далеко простирается гладь воды. Этот открытый пейзаж был для своего времени достижением по трактовке пространства, по характеру цветовой гаммы, основанной на сочетании желтых и голубых оттенков.

Бурлаки показаны в момент изнурительной и отупляющей работы. Однако это не вызывает чувства уныния, безнадежности. Наоборот, тяжелая поступь бурлаков, мощь тружеников — все это оставляет впечатление о внутренней силе народа, о великой силе России.

Именно живость картины, невероятная пластика форм, объем и пространство делают эту картину такой популярной с самого момента создания шедевра великим живописцем по сегодняшний день.

Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин.

В то же время Стасов и Крамской приняли полотно восторженно, как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя.

В своём «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве.

В годы работы на реке Волге Репин создаёт и другие картины:

3

Заинтересовала тема бурлаков и Волги-матушки и других художников-пейзажистов.

Алексей Саврасов

4Алексей Саврасов - русский художник-пейзажист. До 1875 года художник работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Болгарах под Казанью, около Жигулей, но любимыми местами продолжали оставаться волжские берега между Ярославлем и Костромой. Картина «Печерский монастырь под Нижним-Новгородом» (Горьковский художественный музей) - первое известное произведение в ряду его волжских пейзажей. Действительно чувствуешь волжские просторы, открывающиеся с высокого гористого берега. Окончив это произведение (которое, очевидно, тогда же приобрел Третьяков), Саврасов взял отпуск и выехал в Ярославль. Саврасов писал Третьякову: «...Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством...».
В письме от 13 февраля 1871 года Саврасов пишет Третьякову о том, что он почти закончил картину «Волга», но не решается отправить ее в Петербург на конкурс, не имея возможности лично выехать из Ярославля, вследствие болезни жены. И только в марте картина была привезена самим художником в Москву.

О картине «Волга» до сего времени известно только, что она еще в 90-х годах находилась у одного московского собирателя. Из литературных источников удалось точно установить, что в ней изображен был волжский пейзаж с бурлаками, тянущими бичевой баржи. Зарождение этой картины относится, надо полагать, к лету 1870 года. Точное название картины, упоминаемой в отчете Московского Общества Любителей Художеств, где она появилась на конкурсе в марте 1871 года, было «Волга под Юрьевцем». Можно лишь предполагать, какие волжские этюды Саврасова послужили подготовительным материалом для картины, но зато неоконченный эскиз (Государственная Третьяковская галерея) с изображением бурлаков, тянущих лямку, позволяет более определенно представить себе саму картину. В эскизе, конечно, содержание картины еще далеко не вполне раскрыто: это относится, в первую очередь, к характеристике бурлаков. Во всю ширину холста в эскизе изображен волжский пейзаж с высоким гористым берегом вдали. По краю низкого берега, на переднем плане, длинная вереница бурлаков, медленно, с напряжением тянет баржи. Бурлаки двигаются парами, сильно наклонясь вперед. За исключением трех бурлаков в голове колонны, лица остальных даны в эскизе только в подмалевке, но прекрасно найдены положение фигур, тянущих непосильную тяжесть, и ритм медленного движения. Среди бурлаков - юноши, мужики с окладистыми бородами, старик. Поют они или только голосом вторят шагу, но рот у многих полуоткрыт. Трое молодых, идущих впереди, даны крупным планом. Особенно обращает внимание передний. Он в длинной белой рубахе, синих штанах и красном жилете. Из-под шапки видны золотистые волосы. Рот полуоткрыт. В лице, полном жизненной силы, много экспрессии. В фигурах двух бурлаков, шагающих вслед за ним, уже нет столь ярко выраженной силы жизни. На их лицах - печать изнуряющей работы и тупая покорность.

«...Получившая премию картина академика Саврасова «Волга под Юрьевцем» возбудила общий интерес публики новизною сюжета и его во многих отношениях прекрасною передачею». Полагаясь на эти показания современников, можно придти к заключению, что Саврасов, несмотря на столь необычайный для пейзажной живописи замысел картины создал произведение, достойно завершившее те идейно-художественные устремления, которыми отмечено его творчество в 60-е годы. И так же, как в лучших пейзажах Саврасова конца 60-х годов, так и в этой картине, сквозь скорбь народных страданий, чувствуешь могучее дыхание жизни. И если художнику удалось действительно выразить в неизвестной нам картине идейный замысел, намеченный в эскизе, то можно быть уверенным, что он правдиво отразил характерные для пореформенной эпохи народные настроения.
Картина Саврасова по своей идее созвучна с содержанием картины «Бурлаки на Волге», задуманной в том же году молодым, только что вступавшим в художественную жизнь Репиным. Знаменательно, что эта тема родилась одновременно на рубеже 60-х и 70-х годов у двух русских художников, никогда до этого времени не общавшихся друг с другом. В марте 1871 года, когда Саврасов выступил на конкурсе в Москве с оконченной большой картиной, Репин дебютировал на конкурсе Общества Поощрения Художников в Петербурге только с эскизом, который впоследствии был им решительно переработан в картине, оконченной в 1873 году.

Саврасов нарисовал много картин, связанных с Волгой. Среди них:

В.В.Верещагин

5Но ещё за несколько лет до Саврасова и Репина той же темой увлекся и В.В.Верещагин, исполнивший ряд этюдов маслом и карандашный эскиз к неосуществленной картине «Бурлаки». Так же, как и для Саврасова и Репина, для Верещагина, по его признанию, работа над этой темой имела большое значение. Так как его личность сформировалась в 1860-е годы под сильнейшим влиянием просветительской идеологии и позитивистской философии. Отсюда коренные основы его мировоззрения: безусловный материализм, атеизм, глубокий интерес к науке, тяга к положительному знанию, вражда ко всему казенному, вера в образование, цивилизацию и прогресс.

Верещагин всю жизнь проводил в разъездах. Для него как будто не существовало границ: он жил в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве; предпринимал длительные путешествия - на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимал участие во всех военных действиях, которые вела русская армия, - в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, "бывалый человек", привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.

Он создал несколько эскизов к теме «Бурлаки» - «Бурлак с шапкою в руке» 1866; Бурлак, держащийся руками за лямку, 1866г; Бурлак с низко наклоненной головой. Этюд 1866; Бурлак в фуражке. Этюд к картине 1866; Бурлаки. 1866 г.

Заключение

Таким образом, тему бурлаков первым стал разрабатывать В.В.Верещагин и ему принадлежит первенство. Затем одновременно эту тему разрабатывали И.Репин и А.Саврасов, при этом они не были знакомы и одновременно представили свои работы, но на разных выставках и в разных городах.

  • 1866 – В.Верещагин
  • 1870-е гг. – И.Репин и А.Саврасов

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top