Подолецкая Т.Ю.

Введение

Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет Народа!

Софронов А.И.

Проблема сохранения исторической памяти народа одна из самых актуальных проблем нашего времени. Она важна для любой нации. Без знания истории края, своих корней, деяний прошлых поколений рвется нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений.

И по определению, и фактически музеи, библиотеки и архивы являются основными хранителями исторической памяти, оставаясь таковыми на протяжении всей датируемой истории человечества.

В библиотеках представлено то, что А.И. Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он. - Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также через слух. И библиотека обретает новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу - чудо из чудес, созданное Человеком.

Внимание к отечественной истории всегда было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пугачевского бунта"). С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг "Философского письма" П.Я.Чаадаева. Пушкин был одним из тех, кто не принял нигилистическую оценку Чаадаевым отечественной истории. В письме к нему поэт писал: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться ... Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя ... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".

Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт доступным для всех и, кроме того, обеспечивают базу исторических исследований.

Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям и всего человечества.

Сберечь и сохранить для истории документальное богатство нашей страны – важнейшая задача государственных и негосударственных организаций, граждан России и, конечно, долг и обязанность Архивной службы России всех уровней.

Музей организует и корректирует деятельность людей по сохранению знания о прошлом и его передаче потомкам, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Цель данной работы:

- показать деятельность библиотеки, музея и архива Бутурлиновского механико-технологического колледжа и районного краеведческого музея на основе мероприятий, проводимых в колледже, в целях сохранения исторической памяти, воспитания интереса и уважения к богатой многовековой истории России, её культурного населения.

II. Роль библиотек, музеев, архивов в сохранении исторической памяти

2.1 Роль библиотеки в сохранении исторической памяти

Во все времена книги были источником знаний. Они просвещают, учат мудрости, делают нас духовно богаче и красивее. Приобщается к ним человек всю жизнь. И библиотекарь колледжа зачастую становится для нас наставником, координатором, навигатором в большом мире специальной исторической литературы.

В арсенале библиотечных работников есть много средств для привлечения студентов. Библиотекари хранят мудрость нации, её летопись, быт, обеспечивают живую связь поколений.

Книга как объект библиотечного хранения во многом похожа на музейный предмет. Она обладает свойством массовости или уникальности, а некоторые ее представители, как и музейные предметы, - свойством реликвийности.

В библиотеке колледжа оформлена книжная выставка под названием: «И глядят в таинственном молчании с полок заголовки старых книг». На выставке представлены книги:

1.Кузнецов С.М. Конструкции советских мельниц, 1948г.

2. Демидов А.Р. Мельничные вальцевые станки, 1948 г.

3. Жислин Я.М. Технология крупяного производства, 1952 г.

4. Айзикович Л.Е. Пневматическая мельница, 1957 г.

5. Бороховский Л.А. Сортовая мельница, 1953

6. Казаков Е.Д. Зерноведение, 1954 г.

7. Гумилевский Л. Русские инженеры, 1947 г.

8. Соколов А.Я. Оборудование мельниц и крупозаводов, 1949 г.

9. Горький М. Фома Гордеев, 1937 г.

10. Горький М. Детство, 1938 г.

В силу природы своего происхождения книга, за очень небольшим исключением по определению является вещью публичной, рассчитанной на массовое производство, распространение и пользование.

В этом заключается ее выдающаяся роль в передаче и сохранении исторической памяти.

На информационных стендах читального зала постоянно обновляются материалы летописей исторических событий: «862 год - Год зарождения российской Государственности», «Грамоты Государства: история Отечества», «1812 год: Подвиг России (2012 год - год 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года)».

Систематически оформляются информационные столы к Дням Воинской Славы и другим знаменательным событиям. Большой интерес у читателей библиотеки вызывают книжные выставки: «Есть в памяти мгновения войны», «Вашей славы наследники - мы», «Слава тебе, победитель-солдат», «Он Родину сердцем своим защищал», «День воинской славы Отчизны».

Военная история является яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа с захватчиками. Русская армия снискала себе неувядаемую ратную славу в сражениях за целостность и независимость родной земли. В периоды тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание людей. Дух народа оказывал решающее воздействие на боеспособность защитников Отечества. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Павел Нахимов, Георгий Жуков и многие другие славные имена останутся навечно в памяти народной.

Мы знаем, что победы русского народа над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Еще в царской России Русской православной церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе, доблести своих защитников, а служивые люди глубже ощущали свою сопричастность славным деяниям наших предков.

В целях возрождения одной из лучших российских военных традиций в 1995 г. был принят Федеральный закон №32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории нашего Отечества.

Президентом Российской Федерации 2012 год был объявлен годом российской истории. По мнению правительства, изучение и празднование героических и памятных дат нашей военной истории служит делу воспитания молодежи на славных ратных подвигах защитников Отечества. В связи с этим мы хотим рассказать о мероприятиях, которые проводились в колледже с целью воспитания интереса и уважения к многовековой истории России, её культурному наследию.

Накануне празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 г. в здании школы искусств, был проведен бинарный урок по дисциплине «История» и «Музыкальная литература». Мы обратились к «Торжественной увертюре 1812 года» П.И.Чайковского. Подготовили информацию о биографии П.И.Чайковского, сообщения об Отечественной войне 1812 г., о Храме Христа Спасителя.

На протяжении всего урока звучала главная мысль увертюры П.И.Чайковского – это триединство: Православие, Самодержавие, Народность.

Благодаря информации, полученной в библиотеке, нам стало известно, что решение о строительстве храма, в ознаменование благодарности нашей Промыслу Божьему, спасшему Россию от грозившей ей гибели, было принято императором Александром I в 1812 г.. Строительство велось на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 г. был построен храм, который стал самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом в России (высота 103 м, вместимость 10000 человек). Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Верещагиным, Суриковым, Крамским и др.

С целью осмысления студентами собственных жизненных ориентиров, углубления знаний об истории и расширения кругозора, библиотекарь Тихонова С.Е. провела виртуальную экскурсию в Военную Галерею 1812 года (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Многие из нас впервые увидели в парадной части Зимнего Дворца галерею, стены которой украшены 12 лепными лавровыми венками с названиями важнейших сражений 1812-1814 гг. Более 300 портретов представляют героев войны с Наполеоном, прославивших Россию своими подвигами.

История Отечества складывается из самых разных судеб, каждая судьба – целого города или одного человека – это часть истории. Поколение приходит на смену поколению, а история остается, и лишь спустя продолжительное время мы оцениваем значимость событий прошлых лет, что так важно для нашего будущего.

Воронежская область – один из районов центральной России, который был родиной многих защитников нашей страны в Отечественной войне 1812 года. В биографиях героев Отечества упоминается и наш Воронежский край, о чем убедительно свидетельствуют архивные документы, воспоминания современников, мемориальные памятники. Так, уроженцами г. Воронежа являются майор В.В. Тулинов, генерал-майор Л.А.Тургенев, участники Бородинского сражения М.Н. Петров, А.И. Самбурский, А.Н.Марин, Н.Н. Муравьев-Карский.

С Новохоперском связана судьба семьи генерала Н.Н. Раевского, с Острогожской землей – генерала Андрея Ефимовича, трех братьев-дворян Бедряга. В боях с французами отличились майор Николай Дехтярев из Боброва, генерал-лейтенант, граф Михаил Воронцов и поручик Сергей Марин из Павловска.

На основании архивных данных и краеведческого материала студенты П-11 группы подготовили презентации, доклады, с которыми выступили на конференции.

Скользнева Софья рассказала о генерале Н.Н. Раевском, в частности, она отметила, что о воинской славе Бородина напоминает в Воронеже здание, построенное в Воронеже по проекту архитектора М.Н. Замятнина (улица Большая Манежная, 13) для казарм Смоленского пехотного полка имени генерала Н.Н. Раевского. Здание фасадом обращено к улице 20­летия ВЛКСМ (сейчас это отделение городской больницы).

Николай Николаевич Раевский - генерал от кавалерии. Участвовал во всех крупных операциях. В Бородинском сражении корпус Раевского защищал ключевое укрепление – Курганскую высоту, которая впоследствии стала называться батареей Раевского. "Редутом смерти" окрестили ее французы. На знаменитой панораме Франца Рубо "Бородинская битва" батарея Раевского занимает центральное место. О Раевском М.И. Кутузов сказал: «Храбрый и достойный генерал с отличным мужеством отражал неприятеля, подавая собою пример».

Многочисленные подвиги сделали имя Раевского знаменитым в военной истории. Сыновья генерала Александр и Николай также избрали военную карьеру. А супруга генерала не кто иная, как внучка выдающегося ученого М.В. Ломоносова.

Символично, что буквально через дорогу от «казарм Раевского», на улице Левая Суконовка, в частном доме жили потомки Раевского. В их семье долго хранились как реликвия далекого прошлого аксельбанты воина. Опасаясь репрессий при Советской власти, потомки тщательно скрывали свое происхождение. От многочисленного этого семейства сейчас осталось двое.

Подолецкая Татьяна с гордостью рассказала о своем земляке А.Н. Марине. Аполлон Никифорович Марин (17 января 1790 г. - 9 августа 1873 г.) генерал-лейтенант, военный писатель, участник Отечественной войны 1812 г., заграничных походов 1813-1814 гг. и Польской кампании 1831г. Брат поэта-сатирика С.Н. Марина.

Аполлон Никифорович Марин родился в 1790 году, 17 января в городе Воронеже. Воспитание получил в 1-м кадетском корпусе, по окончании которого в 1808 году служил в лейб-гвардии Финляндском батальоне (позже - полку).

Принял участие в Отечественной войне 1812 года и последующих Заграничных кампаниях 1813 и 1814 годов, был ранен в сражениях под Бородиным и при Лейпциге. Согласно формулярному списку в 1812 году был награждён Орденом Св. Анны 4 класса, а в 1813 году - Орденом Св. Владимира 4 степени.

В 1846 г. Марин составил историю лейб-гвардии Финляндского полка под заглавием «Краткий очерк истории лейб-гвардии Финляндского полка, или Материалы в воспоминаниях и рассказах для полной истории полка, с портретами и планами Бородинского и Лейпцигского сражений» (в 2-х томах, СПб., 1846). Этот труд Марина является первой попыткой историографии и жизненного изображения боевого прошлого полка. Финляндскому полку посвящён и его сборник стихотворений «Песни и рассказы из военных походов» (Воронеж, 1873).

Марин был автором и других произведений военно-исторического содержания: так, им была составлена книга под заглавием «Русские богатыри - заветная книжка для ратных людей и народа русского», где в ряде стихотворений, написанных народным языком, описан весь ход войн 1812 и 1813-1815 годов.

Аполлон Никифорович Марин скончался в 1873 году в селе Подгорном Воронежской губернии (ныне микрорайон Подгорное Коминтерновского района), похоронен был на Вознесенском (Чугуновском) кладбище, уничтоженном в тридцатых годах ХХ века.

В Воронеже в августе 2012 года на объекте культурного наследия «Заставский пилон», расположенном у храма пророка Самуила (ул. Карла Маркса, 114 а), к 200-летию Бородинской битвы установили информационную доску в честь похороненных на бывшем Чугуновском кладбище участников Отечественной войны 1812 года. Первым в списке стоит имя генерал-лейтенанта Аполлона Никифоровича Марина.

В книге «Воронежский край и Отечественная война 1812 г.» изложен интересный материал о вкладе воронежского дворянства в разгром наполеоновской армии, что дает нам повод гордиться своими земляками и сохранить о них память для будущих поколений.

Воронежская губерния находилась далеко от мест военных событий, однако летом 1812 года в Воронеже формировались 3-й и 4-й егерские полки, в которые зачислялись рекруты из трех губерний: Воронежской, Саратовской и Пензенской. В городе шел сбор средств на экипировку полков. Деньги сдавали представители всех сословий. В августе полки выступили в район боевых действий.

Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, осмотрев воронежские полки, остался ими доволен. Позднее фельдмаршал писал: "Вновь сформированные полки: 5-й и 6-й Рязанские, 7-й и 8-й Тамбовские пехотные и 3-й и 4-й егерские Воронежские по прибытии их армии при осмотре моем найдены, что они в столь короткое время довольно хорошо образованы и что большая часть людей стреляют довольно хорошо". Оба полка активно участвовали в Тарутинском сражении, понеся тяжелые потери.

Спустя сто лет, в 1912 году, был составлен список дворян Воронежской губернии, принимавших участие в Отечественной войне 1812-1814 годов. В нем значится 256 лиц. Краткие сведения содержат данные об их участии в военных действиях, о наградах и ранениях. Список этот неполный. Кроме того, неизвестно, сколько представителей других сословий участвовало в войне, ведь многие воронежцы вступали в ряды народного ополчения, в том числе и гимназисты-старшеклассники.

Через 20 лет после изгнания французов из России в одном из домов Воронежа регулярно встречались ветераны Отечественной войны 1812 года. Об этом можно узнать из записок воронежца полковника Михаила Матвеевича Петрова. Ветеранам было что вспомнить: Вязьму, Смоленск, другие населенные пункты, где пришлось столкнуться с неприятелем, своих однополчан, не вернувшихся с войны, и, конечно же, знаменитое Бородинское сражение.

В ноябре 2012 года наша страна отметила 400-летие со дня освобождения от польских и шведских интервентов. В честь Дня народного единства в студенческих группах колледжа проводились семинары на уроках истории. Студенты, под руководством преподавателя А.И. Шептуновой и библиотекаря С.Е. Тихоновой, составляли кроссворды, выпускали стенгазеты, проводили читательские конференции.

Дата 4 ноября занимает особое место в историческом календаре. Тогда, в далёком 1612 году, под стенами Кремля была не только одержана победа над иноземными захватчиками - благодаря единению многонационального народа России был положен предел многолетней смуте и внутренним распрям. Именно сплочение всего российского общества, его высокая ответственность за судьбу страны позволили тогда отстоять её независимость и возродить российскую государственность.

Эта памятная дата в истории России побуждает не только пристально вглядываться в наше прошлое, но и обращает свои взоры в будущее нашей страны. Единение ради формирования справедливого и суверенного государства, - вот главная идея, положенная в основу этого праздника.

В ходе читательской конференции своеобразным итогом прозвучали слова из сообщения студентки БЭ-12 группы Литвиновой Дианы: «В октябре 1612 г., не выдержав голода, вражеский гарнизон сдал Кремль. Москва была освобождена. Вскоре и вся Русская земля была очищена от отрядов польских феодалов. Русский народ, героически сражаясь с врагами, спас свою Родину от иноземного порабощения!»

Эту дату, как и все другие даты, связанные с освобождением нашей страны от захватчиков, от тех, кто посягал на наши жизни, мы не должны забывать. Наш долг передавать эту информацию следующим поколениям, ведь это прекрасный пример для подражания, пример силы воли, большой любви к родине и свободе, пример, который свидетельствует о том, что все мы непобедимы, когда едины!

Книги помогают формированию у нас, молодых, чувства национальной гордости, национального самосознания, памяти об историческом прошлом. Художественные произведения послужили основным источником для многих классных часов, подготовленных к историческим датам: «К 70-летию освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков», «Победа к памяти взывает и это вечно помнить нам…». Недавно был подготовлен классный час, посвященный 70-летию Сталинградской битвы с участием ветеранов Сталинградской битвы Терентьева Э.С. и Головкова В.П.

Мы используем материал нашей библиотеки для подготовки докладов по истории, для оформления стенгазет к знаменательным историческим датам, о наших знаменитых земляках.

На читательской конференции «Звезды Земли Воронежской» (автор Э.С.Лыкова), организованной библиотекарем С.Е. Тихоновой, мы узнали об уроженцах и жителях Воронежского края, отмеченных высокими наградами Родины и званиями Героев за самоотверженный труд, начиная с Георгиевских кавалеров до Героев Российской Федерации. Среди многих воронежцев есть и наши земляки: А.А. Жиляев – полный Георгиевский кавалер, Герои Советского Союза и Герои Социалистического труда: Н.М. Циолковский, Н.П. Каманин. В память о земляках в Бутурлиновке названы улицы, их имена носят школы.

«Родная страна становится еще более близкой и родной, если знаешь её историю» (М.И.Калинин). Эти слова находят широкое понимание у наших студентов. Преподаватели, работники библиотек стараются воспитать у нас любовь к родному краю, уважение к тем, кто погиб и кто остался жив, защищая Отчизну. Поэтому книжная выставка «Край родной», «Воронеж – город воинской славы» всегда находит своих читателей.

Заслуживает внимание реферат студентки БЭ-32 Куянец А. о знаменитом земляке-художнике Бучкури А.А.. Его картины «Прачки», «Свадебный поезд» и многие другие известны в России. Его именем названа одна из улиц нашего города. Захарченко Анастасия подготовила учебный проект о поэте и критике А.А. Серебрянском, который был другом воронежского поэта А.В. Кольцова. Запомнились строки о нашем земляке, сказанные профессором Сталинским Е.: «В годы учебы в Воронежской духовной семинарии (1825-1831 гг.) вокруг этого общительного юноши группировался кружок молодежи, задававшей тон местной культурной жизни. Здесь кипели литературные и философские споры, рождались стихи, обсуждались политические новости. Именно в этом товарищеском кругу получил первое поэтическое крещение Алексей Кольцов».

Слова В.Г. Белинского: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и будущее» побудили членов нашего исторического кружка, подготовить материал к исторической викторине по турам «Этих дней не смолкнет слава», «Символика и ордена», «История в камне». Викторина проводилась среди студентов 1 курса, победителями стали студенты ТХ-11 группы. Хотелось бы отметить, что большую помощь в поиске исторического материала оказали нам зав. библиотекой Симончук С.И. и библиотекарь Тихонова С.Е.

2.2 Роль музеев в сохранении исторической памяти

Важное место в системе воспитательной деятельности занимают музеи: Бутурлиновский народный краеведческий музей и музей БМТК. Каждый из них по-своему решает общую задачу сохранения культурного наследия в современном мире. Она слагается из многих задач: истории, персоналий, коллекции, истории наших специальностей. Их функционирование включает многообразные формы деятельности студентов – это поиск и сбор материалов, походы и экскурсии, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию выставок, праздников и встреч. Музеи, их экспонаты активно используются в работе на уроках, на кружковых занятиях.

Стало доброй традицией ежегодно в первые сентябрьские дни проводить для первокурсников экскурсии в музей колледжа, где студенты знакомятся с историей учебного заведения, узнают много интересного из истории своей специальности, о наших преподавателях, а также об успехах и достижениях студентов.

В музее боевой и трудовой славы механико-технологического колледжа экспозиции построены по хронологическому принципу, начиная с 1936 г. (открытие техникума) и заканчивая юбилейной «БМТК – 75 лет».

Урок истории в районном краеведческом музее.

«Здесь притаилась война», - так можно сказать о нашей экспозиции «Память». Снаряды, именные медальоны, солдатские ложки и другие экспонаты были привезены нашими студентами, родственниками погибших выпускников.

Ветераны Великой Отечественной войны также передали свои мемуары в наш музей. Это трогательные воспоминания, порой в стихах, с фотографиями, документами. Так, своеобразный жизненный хронометраж исторической памяти подготовили Антонов И.А. и бывший преподаватель, ветеран Доценко Д.М. На основании этих экспозиций проводятся открытые классные часы, конференции, студенты готовят доклады, презентации.

Для юного поколения история оживает ярче в судьбах тех людей, которые их окружают. Поэтому в течение нескольких лет мы реализуем проект «Мои родные - защитники Отечества». Студенты пишут доклады, рефераты: «Мой дедушка – участник Великой Отечественной войны» (автор М. Пилюгина), «Мой дядя – участник битвы под Москвой» (автор Помазанов Д.)

В зале музея на эту тематику проводятся классные часы: «Народ и партия едины», «Герои Отечества», «Солдат войны не выбирают», и др.; внеклассные мероприятия со студентами 1 курса: «Три поля русской Славы», «Дни воинской Славы», «Героические страницы нашей Родины», а также уроки истории.

Память о студентах и преподавателях, погибших за Родину, живет в наших сердцах. На основе воспоминаний выпускников БМТТ 1941 г. составлен сборник «Годы и судьбы», который дает студентам возможность подробно познакомиться с информацией об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Крячко Н.И., Доценко Д.М. и многих других. По письмам с фронта, воспоминаниям ветеранов в студенческих группах проводятся классные часы, тематические вечера, открытые мероприятия.

Все больше времени отдаляет нас от момента окончания Великой Отечественной войны, все меньше остается живых свидетелей тех страшных военных лет, ветеранов и тружеников тыла, которые на своих плечах вынесли все тяготы и лишения, отстояли родную землю и победили.

Поэтому главная задача для нас, потомков, - изучить их трудные судьбы, сохранить в памяти их воспоминания и передать следующему поколению. С этой целью в зале музея организуются «круглые столы», посвященные знаменательным датам, встречи с ветеранами войны и труда, бывшими преподавателями, выпускниками, специалистами. Среди них наиболее частыми гостями являются ветераны войны и труда Головков В.П., Середа Л.Н., Терентьев Э.С.

Накануне освобождения Сталинграда студенты встретились с Иваном Фомичом Черных. Вот фрагменты его воспоминаний: «2 сентября 1942 года полк перебросили на оборону Сталинграда. Со 2 сентября по ноябрь 1942 года продолжались кровопролитные бои. У нас был приказ Сталина «Ни шагу назад», - вспоминает ветеран. - До реки Волга оставалось 1,5 км. Солдаты рыли глубокие окопы в каменистой земле. После того, как по окопам проходили танки, бойцы бросали им вслед противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Немцев, которые вылезали из горящих танков, расстреливали из стрелкового оружия. Был приказ - в плен никого не брать, действовать на уничтожение. Ценой неимоверных усилий удалось не просто удержать оборону Сталинграда, но и перейти в наступление …»

За время воины солдат прошел нелегкий путь. 3а ратные подвиги фронтовик удостоен множества орденов и медалей. Всего в его арсенале 23 награды. Но самая большая награда­ - жизнь.

С другим участником Сталинградской битвы Терентьевым Э.С. члены исторического кружка встретились в музее. Студенты подготовили стихи, рассказали о Сталинградской битве, а Эдуард Семенович поделился своими воспоминаниями. Ветеран отметил, что 200 человек наших земляков остались лежать в Сталинградской земле. Среди них Батраченко С.И., который погиб 14 декабря 1942 г. и захоронен на Мамаевом кургане.

Второе февраля - Победа в Сталинградской битве

Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина...

И как в немом ... и черно-белом, старом фильме

Печален шаг потомков ... Сердце ... и Душа…

Здесь не чеканят шаг. Здесь всё открыто…

Идут и Ветераны, Деды и Отцы...

И поклоняются Фамилиям убитых

За Жизнь, что после ... Матери ... Сыны ...

Звенят Медали ... Алые гвоздики…

На мрамор Памяти от всех Живых!

И Русское, извечное Простите ...

На склоне ... в Храме Всех Святых ...

Минута длится ... в Слёзы верить...

И Жизнь, как Покаяние - длинна!

А Подвиг Ваш ... конечно не измерить ...

Все потому … что Родина ... одна!

Ветераны сражались за Родину, не жалея себя, отдавая за свободу нашей страны свою молодость, здоровье и жизнь. Сейчас большинству из них за 80, и они сами нуждаются в помощи, поэтому студенты в рамках акции милосердия оказывают им посильную помощь.

В нашей памяти это время живет не только как время коренного перелома в войне, но и как ужас, как незабываемое горе. Мы не имеем права забывать об этом. Это наша история, это наша память.

17 января 2013 г. исполнилось 70 лет подвига нашего земляка Константина Полякова. Члены исторического кружка на основании материалов музейной экспозиции подготовили информацию о герое и выступили с ней на классном часе в Т3-51группе, который был проведён в зале музея. В частности они отметили, что спустя десять лет после победы в Великой Отечественной войне поисковики в Ростовской области в одном из воинских захоронений обнаружили медальончики с фамилиями погибших воинов. Это были прямые свидетельства жестоких боёв, отгремевших здесь в январе 1943 г. Тогда фашисты предпринимали невероятные усилия, чтобы спасти окружённую в Сталинграде армию генерала Паулюса.

17 января 1943 г. На 575-й день войны в сообщении Совинформбюро прозвучало: «Наши войска захватили несколько десятков населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты - Астахов, Калитвянская, железнодорожные станции - Погорелово, Красновка».

Указом Президиума Верховного совета СССР от 31 марта 1943 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками всем 13 бойцам посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

У перрона станции Красновка в 1960 г. установлен памятник Героям.

При въезде в п. Тарасовский воздвигнут Мемориал «Тринадцать Героев Советского Союза».

12 октября 1968 г. в Красновке состоялось торжественное открытие музея Героев. В нём представлены документы и личные вещи бойцов 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии 1 гвардейской армии Юго-Западного фронта, фотографии документы однополчан.

В Москве в Центральном музее Вооружённых Сил оборудован стенд «Тринадцать Героев Красновки», где рассказывается и о нашем земляке Константине Полякове.

В музее есть стенд, посвященный воинам-интернационалистам. С фотографий смотрят наши земляки, выпускники колледжа - герои бутурлиновский земли. Все они – солдаты мирного времени, участвовавшие в военных конфликтах. День Героев - теперь их праздник и день памяти тех, кому высокое звание присвоено посмертно. О земляках-афганцах наши студенты помнят всегда, уважительно относятся к тем, кто волею судеб выполнял свой интернациональный долг в Республике Афганистан. Поэтому встречи студентов с участниками афганской, чеченской войн, в т.ч. с Героем Советского Союза воином-интернационалистом Игольченко С.В., всегда проходят на высоком патриотическом уровне.

Наш краеведческий музей играет большую роль в сохранении традиционной культуры. Существует практика «оживления» экспозиции – изготавливаются манекены, одетые в национальные костюмы, занятые трудовой деятельностью. Организованы национальные художественные выставки, макеты деревянных построек, воссозданы интерьеры комнат, проводятся выставки ремесел и традиционного народного зодчества.

Для нас, студентов, каждый такой экспонат наполнен особым смыслом и является предметом изучения. Поэтому на «музейных» уроках нам не просто интересно, но мы и осознаем себя частью истории, а материал усваивается легче, чем на обычном уроке.

Особенно живо и интересно проходят уроки по краеведческой тематике: «Социально-экономическое развитие нашего края в XIX в.», «Гражданская война 1918-1920 гг. на территории нашего края», «Бутурлиновка в годы войны».

Особо запомнился урок «Репрессии 30-50 годов в СССР». Студенты не только узнали о политике, которую проводило правительство по отношению к тем, кто был не согласен с идеологией И. В. Сталина, но и увидели подлинные документы, уникальные экспонаты, рассказывающие о трагических судьбах наших земляков. А воспоминания преподавателя Севостьяновой В. Е. о нелёгкой судьбе её родственника Ткаченко Ф. Ф. дали возможность выделить из его жизни факты, свидетельствующие о несправедливом отношении государства к фронтовикам, вернувшимся из плена, как во время войны, так и после неё.

Подлинность вещественных свидетельств разных эпох, наглядность, достоверность воссоздания исторической среды в музее не только обеспечивают информативность экспозиции, но оказывают эмоциональное воздействие, формируют социальную память, воспитывают молодое поколение в духе патриотизма.

Заслуживает внимание научно-практическая конференция «Роль музея в формировании исторического сознания», которая состоялась в районном народном музее. Эта конференции стала важным событием для работников музея, студентов, преподавателей истории. Обсуждение феномена музея послужило импульсом к осмыслению его социокультурной миссии в нашем обществе. Бутурлиновский район – один из важных регионов Центрально-Черноземной России, где не только сохранены великолепные памятники культуры истории, но и созданы на их основе экспозиции нашего музея и районного народного музея, которые представляют большой интерес.

Участники конференции, говоря о необходимости сохранения историко-культурного наследия нашего края, продемонстрировали уникальные снимки архитектурных объектов (памятников архитектуры), а местные художники И.А. Антонов, В.В. Бедный представили свои картины, в которых раскрыли роль государства в воспитании национального самосознания.

Большой интерес у участников конференции вызвала музейная экспозиция «От Руси к России» (автор преподаватель В.П Мухин) – яркий пример сохранения исторической памяти на основе значков. Его коллекция имеет не только региональное, но и Всероссийское значение. Материалы конференции были использованы на уроках истории, литературы, классных часах.

2.3 Роль архивов в сохранении исторической памяти

Любовь к Родине – чувство, заложенное в человеке так же, как и любовь к родителям (не зря эти слова имеют один корень). И проявляется это чувство, безусловно и безотчетно в каждом из нас.

Архив по праву называют сокровищницей документальной памяти. Его главной задачей является сохранение полноценного комплекса документальных источников по истории края и их разностороннее использование. В фондах Бутурлиновского районного государственного архива хранятся документы, охватывающие период с XVIII в.. по настоящее время. Лишь около 10 тыс. документов, а это менее одного процента, являются документами личного происхождения. А ведь личные архивы – это важнейшие исторические источники, позволяющие наряду с официальными документами дать представление об ушедшем времени, раскрыть его во всем многообразии. Такие архивы вдвойне ценны для истории, так как они позволяют увидеть бытовую сторону жизни человека, которая не видна за строчками официальных отчетов и сводок.

В архиве действует постоянная выставка «События и люди в документах Бутурлиновского архива». Она дополнилась книгами нашего краеведа Алексея Докучаева: «Бутурлиновцы и их вотчины (страницы вековой истории)», «Легенды и были родного края», брошюрой в соавторстве с врачом МУЗ «Бутурлиновская ЦРБ» Геннадием Охотниковым «Бутурлиновцы на фронте и в тылу», посвященной 65-летию Великой Победы.

Студенты колледжа, члены исторического кружка работают с архивными документами, внося свой вклад в исследования своей малой родины и учебного заведения. В июне 2012 года наш город отметил 270-летие со дня его основания и 170-летие отмены крепостного права в слободе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии.

Из краеведческого материала мы знаем, что в 1842 году бутурлиновцы выкупились на волю и перешли на положение вольных хлебопашцев. Но нас заинтересовал вопрос, каким образом это происходило, и как этот факт повлиял на социально-экономическое развитие края. На основе архивных документов из Воронежского Государственного архива Бутурлиновского районного архива членами исторического кружка была выполнена исследовательская работа, которая имеет важное практическое значение. С целью сохранения исторической памяти студенты распространяли брошюры среди населения города, района, а администрация приняла решение о возведении памятника императору Александру II.

Особого внимания заслуживает материал, посвященный 170-летию отмены крепостного права в слободе Бутурлиновка. Многие знают, что название нашего города происходит от аристократической фамилии Бутурлиных. А кем же был основатель слободы?

В летописях, в документах 16 века наши места именуются как «дикое поле», а первые попытки их хозяйственного освоения относятся к XVII в. Заселение края происходило разными путями. В начале XVIII в. сюда переселяются мелкие служилые люди Козловского уезда, которые основывают село Козловка, а дворцовые крестьяне, переведенные из-под Смоленска, обосновались в Кисляе. В 30-40 гг. XVIII в. появляются первые крупные поселения Бутурлиных.

Александр Борисович Бутурлин – русский военный и государственный деятель, крупный землевладелец, генерал-фельдмаршал, был денщиком Петра I.

Граф А.Б. Бутурлин направил сюда своих крестьян из подмосковных имений, кроме того, стали селиться «накликанные» на условиях освобождения от уплаты податей («слобод») - крестьяне из Правобережной Украины, поэтому имение и получило название слободы.

Заселение территории района

Постепенно все население владений Бутурлиных прикрепляется к земле в пользу помещика, а это означало, что крестьяне стали крепостными.

Крестьяне полностью зависели от барина и были его собственностью. При крепостном праве помещик мог отнять у крестьянина все его имущество, а самого с семьей отдать в залог, жену и детей могли обменять на борзых щенков или проиграть в карты. За пользование небольшим наделом земли крестьянин обязан был работать на помещика практически всю неделю. Наиболее трудно им жилось в неурожайные годы, многие бежали из слободы. А после кончины Д.П. Бутурлина, внука её основателя, вотчина была разделена между наследниками. Слобода Бутурлиновка перешла во владение П.Д. Бутурлина.

Не желая мириться с крепостным гнётом, бутурлиновцы долгие годы боролись за выход из крепостной неволи.

Согласны ли были Бутурлины освободить своих крестьян?

Да. Во-первых, представители рода Бутурлиных всегда были прогрессивными людьми, и вопрос об освобождении крестьян часто обсуждался в их семье. Во-вторых, хозяева постоянно не проживали в Бутурлиновке, а всеми делами здесь руководили управляющие, которые вовсе не были заинтересованы в том, чтобы вотчина приносила доход владельцам. Поэтому в 1839 году А.А. Бутурлина, а в 1842 году П.Д. Бутурлин согласились на определенных условиях освободить крестьян от крепостного гнета.

13 июля 1839 г. на переговорах в Воронежской гражданской Палате интересы графини А.А. Бутурлиной представлял поручик И.А. Кавецкий, а с доверенностью от крестьян – Е.М. Сергиенко. К сожалению, в архиве не сохранились документы, свидетельствующие о том, чем был замечателен крестьянин Сергиенко и почему ему доверили право подписи от крестьян. За свое освобождение бутурлиновцы обязаны были заплатить выкупную сумму 2 114 335 рублей (в нынешних ценах это около 16 миллиардов рублей).

Условия договора об увольнении крестьян в свободные хлебопашцы Бутурлиными.

№п/п

Владельцы

имения

Дата

осво-бож-дения

На 1 ревизную душу выделялось земли

Всего земли в гекта-рах

Иму-щество

Выку-пная

сумма

(руб.)

Освобож-денные

террито-

рии

Срок

вып-латы

1

Бутурлина А.А.

1839

5 дес.→ 5га

73975

-

1213190

Хорольский, Терехово, Сериково,

сл. Васильевка, х.Кучеряев, Бражниково

37 лет

2

Бутурлин П.Д.

1842

5 дес.→ 5га

61818,8

Господский дом, сараи, погреб, свекло-сахарный завод

2114335

Сл. Бутурлиновка, х. Дмитриев, Тюниково, Макагоново

37 лет

Согласно документам, бутурлиновские крестьяне наделялись землей в размере 5 десятин, это почти по 5 гектаров на каждого мужчину, а в среднем крестьяне в России получили по 4,8 десятин земли на каждую ревизскую душу.

Бутурлины идут на уступки крестьянам, и с их согласия срок выплаты выкупной суммы продлевается на 37 лет.

На договоре об освобождении крестьян слободы Бутурлиновка разрешающую подпись поставил царь Николай I: «Быть по сему» Гатчина. 3 ноября 1854 года».

Что значит этот исторический факт для нашего края?

Наши предки вышли из крепостной неволи на 19 лет раньше официальной отмены крепостного права в России (1861г.), что позволило им жить и работать свободно на благо своей малой родины. Впервые за многие годы существования крепостничества на территории, ныне занимаемой нашим районом, большая группа крестьян обрела личную свободу и землю.

Личное освобождение крестьян внесло много нового в хозяйственную жизнь слободы. Теперь бывшие крепостные крестьяне могли владеть собственностью, заниматься торговлей, промыслами, заключать сделки. Конечно, это повлияло на экономическое развитие нашего края. Славилась Бутурлиновка своими кузнецами, которые перерабатывали более 30 тыс. пудов железа ежегодно. Но все же наибольшую известность слобода получила благодаря развитию кожевенного производства, недаром, В.И. Ленин в своей книге «Развитие капитализма в России» упоминает Бутурлиновку как важный центр кожевенного производства в России.

Отмена крепостного права в слободе раньше, чем в других имениях, создала возможность широко применять вольнонаемный труд. Началось строительство ветряных, водяных, паровых мельниц, промышленных предприятий (винный завод, спирт завод, маслозавод). Развивалась торговля, строились жилые дома для рабочих, магазины, школы.

Во исполнение Указа императора Александра II от 1 января 1864 г. «О введении губернских и уездных земских учреждений», в Бутурлиновке были созданы органы местного самоуправления, в которые входили и собственники торговых заведений, и представители сельского крестьянского общества: В.М. Кащенко, А.Т. Шевцов, Т.Н. Плаксицкий, Ф.И. Нечесов и другие. Они способствовали развитию экономики, здравоохранения, образования, благоустройству слободы.

На средства земства была построена богодельня, рассчитанная на 14 мест (пл. Воли, 30), она была самой крупной в губернии на тот период. В 1870 г. была открыта первая земская больница на 15 коек (пл. Воли, 31), а также построена аптека и ветлечебницы.Богодельня - XIX в

В конце XIX века Бутурлиновка стала крупным торгово-промышленным центром. Здесь проживало 30 тысяч человек. В слободе к этому времени имелись 86 ветряных и 35 вальцовых мельниц, винокуренные, кирпичные, кожевенные, овчинные, салотопенные заводы, кооперативная артель сапожников.

Наши предки понимали, что для развития Бутурлиновки нужны грамотные, квалифицированные кадры, поэтому большое внимание уделяли образованию населения. Для этого были открыты церковно-приходские и земские школы, а в 40-е годы XIX века открылось первое приходское училище, на содержание которого жители добровольно собирали 288 руб. ежегодно. На этот факт указывает В.И. Ленин в своем труде «Развитие капитализма в России» (1899 г.): «…в слободе дворов 3681, из них 2383 не занимаются земледелием. Жителей более 21 тысячи. Дворов с грамотными 53%, прочих 38% по уезду». Полученное образование давало возможность развивать капиталистические отношения в слободе: открывать предприятия, заниматься торговлей, строить жилье, учреждения, учить детей.

Бутурлиновка чрезвычайно богата историческими примерами талантливого ведения частного производства и торговли. Наши земляки славились умением делать бизнес и производить нужные людям товары, развивать традиции российского меценатства, оставаясь в памяти народа создателями культурных ценностей.

На наш взгляд, главное сейчас воспитать в себе чувство причастности к делам бутурлиновского края и понять, что если мы будем вести себя как временно проживающие на этой земле, то не надо будет строить спорткомплекс, больницы, детские сады. А если мы воспитаем в себе чувство гордости за свою малую родину, то многие из нас осознают, что у каждого есть возможность помочь в благом деле. Давайте же всеми силами, как тогда, в старину, способствовать процветанию нашего края!

На пьедестале из финляндского гранита имелась надпись на лицевой стороне: «Царю–освободителю Александру II», на обратной стороне надпись: «Благодарные крестьяне сл. Бутурлиновки 1861 – 1911 гг.»

На основании архивных документов студенты колледжа выполняют исследовательские работы по историко-краеведческой тематике и представляют их на Всероссийской областной конференции. Заслуживают внимания награжденные дипломами работы Штанько О. (П-21 группа), на тему «Социально-экономическое развитие слободы Бутурлиновка в середине XIX начале ХХ вв.», Молибога Н. (П-11 группа) - «Вклад семьи Кащенко в развитие слободы Бутурлиновка», Акиньшина Е.(П-31 Группа) - «История моей семьи», учебный исследовательский проект Богодуховской С. (БЭ-31 группа) «О строительстве церквей в слободе Бутурлиновка» получил широкое признание администрации района.

III. Заключение

Как известно, без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить будущее.

Историческая память - великая сила и нравственная и культурная. Нынешнее поколение русских людей должно воспринимать и продолжать замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто защищал и спас нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.

Воронежская область, имея славные исторические традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, передастся из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексах, но и в душах и памяти бутурлиновцев. Для сохранения и развития традиций патриотизма колледж имеет огромную базу, являющуюся частью национального достояния России.

Воронежская земля имеет богатейший материал, основанный на героических, боевых и трудовых традициях, историческом опыте борьбы за свободу и независимость Отчизны. Опыт участников Великой Отечественной Войны, людей, возродивших из руин и пепла город Воронеж, сделали родной край известным не только в России, но и за ее пределами. Весь этот накопленный рecypc активно используется в целях сохранения исторической памяти среди молодого поколения, ведь, по мнению историка Ф.А. Абрамова, «Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится, когда забывает свою историю».

Список литературы и источники

  1. Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987.
  2. Гайворонский А.И. Записки Воронежских краеведов. Воронеж, 1982.
  3. ГАВО ф.24, оп. 25, д.31, № 117.
  4. Загоровский В.П. История Воронежской области. Воронеж, 1980.
  5. Карамзин Н.М. История государства российского. Москва, 2002.
  6. Курганова В.М. Поэзия периода Великой Отечественной войны. Москва, 1990.
  7. Лыкова Э.С. Золотые звезды земли Воронежской. Сборник документов и материалов. Воронеж, 1989.
  8. Мишин И.И. Воронежский край и Отечественная война 1812 г. Воронеж, 2011.
  9. Памятная книжка Воронежской губернии на 1910. Воронеж – с.36.
  10. Памятная книжка на 1916. Отд.IV.Воронеж 1917 – с.161.
  11. Ревизские сказки по слободе Бутурлиновка за 1780.
  12. Софронов А.И. Все это было на войне. Ростов н/Дону, 1982.
  13. Струков Г.А. Воронеж и воронежцы. Воронеж, 1983.
  14. Энциклопедия Российской монархии. Москва, 2002.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top