Попов Н.А.

Введение

Есть в игровых видах спорта люди, которые никогда не побеждали на крупнейших международных соревнованиях и вообще никогда не выступали в составе национальной сборной, но их популярность среди болельщиков ничуть не меньше, чем у иных олимпийских чемпионов. К таковым следует отнести и Юрия Ивановича Луговенко, центрового краснодарской баскетбольной команды мастеров союзных времен. Мастера оригинального, незаурядного, которого знали и уважали не только на Кубани, но и в Москве и Ленинграде, Киеве и Каунасе, Тбилиси и Риге, Минске и Таллинне, Ташкенте и Кишиневе… Он был очень сильным центровым, которого хотели бы иметь в своем составе многие лучшие клубы страны…

Этому незаурядному человеку, с которым меня связывают родственные отношения, я решил посвятить свою исследовательскую работу, которую назвал «Лучший центровой кубанского баскетбола».

Таким образом, предметом изучения в настоящей исследовательской работе является личность Юрия Ивановича Луговенко и его вклад в развитие кубанского баскетбола.

Хронологические рамки исследования очерчены годами жизни выдающегося спортсмена.

Цель настоящего исследования заключается в создании образа спортсмена-патриота, горячо любящего свою малую родину и популяризации его вклада в развитие кубанского баскетбола.

Лучший центровой кубанского баскетбола

Юрий Иванович Луговенко… 1 января 2014 года ему исполнилось бы 66 лет. Но его уже несколько лет нет с нами. И это звучит ужасно. Это ведь не потому в прошедшем времени, что один из лучших центровых в истории российского баскетбола завершил свою блистательную карьеру и больше не выходит на площадку. В конце 2005 года Юрия Луговенко не стало. Он ушел из жизни рано. Ему было только 57 лет. А играл он долго: и в 40 лет ему не было равных в борьбе под щитом. Когда кто-то удивлялся этому, он отшучивался: «Мастерство не пропьешь. Оно или есть, или его никогда не было…». За его плечами две Спартакиады народов СССР и четыре республиканских, полтора десятка союзных чемпионатов.

В России было много замечательных центровых, но только звезда легендарного Александра Канделя горела ярче. В российском баскетболе Юрий Луговенко был долгожителем, как и его кумир, легендарный Александр Кандель. А вот жизнь ему отмерила слишком мало годков… Он знал, что тяжело болен, но те, кто об этом не знал, даже не догадывался, что его дни, дни Техаса, так его называли в баскетбольном мире всего Советского Союза, были уже сочтены.

Юрий Луговенко всегда жил ярко, весело, энергично, впрочем, жил, так же как и играл. Он всегда был активен. Активно участвовал в ветеранском движении, не пропускал матчей с участием «Кубани-Локомотива», краевого первенства, пробовал тряхнуть стариной сам: иногда играл сам.

Пожалуй, не было на Кубани игрока популярнее Луговенко. Может, потому, что этот двухметровый парень, доморощенный талант республиканского значения, принадлежал к избранному клану – клану центровых, всегда пользовавшихся особым расположением болельщиков. А возможно, все дело в том, что он больше двух десятков лет верой и правдой служил кубанскому баскетболу, игнорируя приглашения маститых клубов. Он так был воспитан. Верностью родной команде, своему краю надо дорожить.

Многие люди из баскетбольного мира, да и многие болельщики называли Юрия Луговенко «Техас». С этим прозвищем он вошел в историю российского баскетбола. И если его спрашивали, откуда у него это экстравагантное прозвище, он, всегда улыбаясь, говорил: «Техас – это Тихорецк. Когда кто-то из станицы направлялся в районный центр, он не говорил – в Тихорецк, а важно заявлял – в Техас. Так повелось издавна, так было принято». А поскольку Юрий родом из Тихорецкого района, то когда он приехал поступать в педагогический институт, его сразу же прозвали «Техасом». Он очень быстро привык к этому. «Техас» так «Техас».

  Детские и школьные годы

Юрий родился 1 января 1948 года в маленькой степной станице Отрадной, которая протянулась более чем на 11 километров по берегам тихой речушки со странным названием Тарапанка. Как и все дети той суровой послевоенной поры, он был неизбалованным и незаласканным ребенком. Его родители просто не могли уделять ребенку много времени.

Они прошли суровой дорогой Великой Отечественной войны. Мама, Таиса Трофимовна, была учителем и директором начальной школы, и зачастую чужим детям уделяла внимания гораздо больше, чем своим. Она была строга, но справедлива. То, что мама была директором, доставляла Юрию немало хлопот. Оценки должны быть только хорошими, баловаться было нельзя.

Папа, Иван Кузьмич, постоянно работал в колхозе. Был он и водителем, и заведующим складом горюче-смазочных материалов, и заведующим машинным двором.

Воспоминания о детстве у Юрия Ивановича остались самыми добрыми. Он с особой любовью вспоминал своих одноклассников, с которыми учился как в младших классах школы в родной станице, так и тех, которых приобрел, обучаясь в старших классах в станице Нововладимирской.

Он очень любил играть в спортивные игры. Обладая сказочным по тому времени богатством, волейбольным мячом, он начал играть в волейбол. А еще, как и все мальчишки того времени, он играл в футбол. В кирзовых сапогах, с самодельными воротами. Но как страстно они играли, сражались. Футбол он очень любил, как и все его сверстники. О существовании баскетбола он тогда даже и понятия не имел. В 9 -10 классы в школу ему пришлось ходить… в станицу Нововладимирскую – это, между прочим, уже в Тбилисском районе. Шесть километров туда, шесть обратно. И так каждый день, в любую погоду. Это была отличная тренировка. Он говорил, что эти «турпоходы» изрядно его закалили. Во всяком случае, его выносливость с этого начиналась.

Азы баскетбола как игры открыл для юного селянина тренер Владимир Курочкин, когда Юрий поступил в СПТУ- 47, в поселке Парковый Тихорецкого района, где приобретал свою первую специальность электромонтера.

Начало спортивной карьеры

Начало спортивной карьеры, по словам Юрия Ивановича, было самым прозаичным.

- «Обычная история. Я был настоящим гигантом – под два метра (то тогда, еще в юношеском возрасте, а когда он начал играть, его рост был уже 205 см.). И не мудрено, что на краевых соревнованиях среди учебных заведений (он тогда учился в СПТУ-47), на меня обратили внимание Александр Максимович Банников и Виталий Леонидович Голубев – один приглашал в Краснодарский монтажный техникум, другой в технологический техникум сахарной промышленности. А Гаррий Павлович Барабанов считал, что мне нужно идти на факультет физического воспитания пединститута».

В институт он поступил с первого же раза. Знания у него были очень хорошие. Правда, на третьем экзамене по специальности – по плаванию он оконфузился: чуть не захлебнулся. Декан Иван Тимофеевич Санжаров, замечательный человек и педагог спросил: откуда такой? Товарищи Юрия, такие же абитуриенты, хором крикнули: из Техаса. Это, наверное, тоже сыграло свою роль. Санжаров, не сдержал улыбки: «Берем!». Так стал он студентом факультета физического воспитания Краснодарского педагогического института. Так началась его спортивная карьера. И заметался он между аудиториями и баскетбольной площадкой. А кроме этого он еще и в футбол играл. Страсть его мальчишеская еще не утихла. Но это очень не понравилось Барабанову. Гаррий Павлович довольно жестко сказал: «Не хочешь научиться играть в баскетбол – не надо. Я тебя не держу. Смотри, пожалеешь потом, да поздно будет…» Он понял, что надо выбирать. Пришлось пролить ему немало пота, чтобы доказать всем и себе прежде всего, что он что-то может сделать в этой игре. А ведь ему уже исполнилось 18 лет. В эти годы обычно никто из спортсменов не начинал. Но у него были очень хорошие учителя. Барабанов в свое время был ведущим игроком сборной Кубани, прекрасно разбирался в тонкостях баскетбола, да и Владимир Павлович Михайленко был одним из лучших игроков России тех лет. Они шлифовали природный талант «Техаса, будто папа Карло своего Буратино, и буквально «вылепили» из него игрока.

В те годы в педагогическом институте была очень сильная команда, и стать ее игроком считалось большой удачей. Ему пришлось обнаружить недюжинное упорство, чтобы достигнуть заветной цели.

В 1969 году их команда под руководством Михайленко выиграла чемпионат Центрального совета российского «Буревестника» в Мытищах, опередив команду Казани, которая в те годы выступала в союзном первенстве и считалась одной из лучших в республике. Но вот на всесоюзный чемпионат «Буревестника» им поехать не довелось. Но краснодарской студенческой команде это было по силам, хотя вузовский баскетбол в то время практически перестал существовать.

В этот кризисный для кубанского баскетбола момент бремя забот взвалил на свои плечи Александр Максимович Банников. Проявив потрясающие организаторские способности, он создал команду на базе ДСО «Труд».

Центровой из «Техаса»

Тренеру Гаррию Павловичу Банникову в команде «Труд» удалось воссоединить все порванные нити кубанского баскетбола. Единомышленниками нового тренера стали Геннадий Барышев, Владимир Михайленко, Николай Синявский, Виталий Голубев, Виктор Никулин, Александр Андрейченко, Сергей Завалихин, Виталий Редько, Владимир Проскурин. Банников позвал в свою команду Юрия Луговенко и Александра Сальникова, разглядев в них большой талант.

«Мы стали побеждать, а вместе с победами росли уверенность и мастерство», - вспоминал Юрий Иванович. Впервые в своей истории Краснодар обыграл грозный свердловский «Уралмаш». Команда стала чемпионами ЦС «Труд», призерами первенства России. В это время появляются первые мастера спорта… Баскетбольная Кубань стала выходить на новый более высокий уровень.

Свой дебют, как игрока команды «Труд» Юрий Иванович помнил детально. Это случилось в Таганроге на чемпионате ЦС «Труд» в матче с «Уралмашем». Пришлось играть против самого Канделя!

Но самое наибольшее впечатление на него кубанского баскетболиста, родом из тихорецкой глубинки произвела поездка в составе ДСК в Прибалтику. Эта поездка в 1970 году имела оглушительный резонанс, а душе Юрия, будто что-то перевернулось. Он увидел другой баскетбол, другое отношение к нему. Именно тогда он понял, что такое культура баскетбола, что такое знаменитая прибалтийская школа. Тогда он впервые увидел Модестаса Паулаускаса – легендарного в те годы «Модю», сыграл против Вензбаргаса, великолепного центрового каунасского «Жальгириса».

А в Ленинграде, в 1976 году, на Мемориале Юрия Гагарина ему пришлось играть против команды «Все звезды» из американского штата Южная Дакота. Об этих играх он вспоминал с особым блеском в глазах: «Я словно в раю побывал: баскетбольные звезды сверкали одна ярче другой. Такие турниры не забываются».

Выступая на страницах периодической печати, Юрий Луговенко очень часто говорил: «Я – спартакиадный человек»!

Впервые он вместе со своей командой выиграл Спартакиаду народов РСФСР в 1971 году. В решающем матче обыграли они тогда мощную команду Свердловской области во главе с Канделем. С перевесом в одно очко, но обыграли. Это был настоящий триумф. За 11 лет с 1972 по 1982 – сборная Кубани дважды была первой и еще дважды становилась серебряным призером.

В 1982 году в Самаре команда завоевала серебряные медали, но они с золотым оттенком. Уступили только отличной команде хозяев, у которой была сверхмощная передняя линия.

«Выше всяких похвал сыграл Юрий Луговенко. 35-летний спортсмен сражался с юношеским задором, уверенно чувствуя себя под обоими щитами в борьбе с более молодыми и куда более атлетичными центровыми соперников… Выступая не во всех матчах, Луговенко оказался самым результативным в команде, набирая в среднем за игру более 18 очков. Не случайно наш опытный центровой включен в сборную России». Так сказал в свое время тренер сборной Кубани Виталий Голубев.

Когда Юрия Ивановича попросили проанализировать это выступление, он сказал: «Я вообще с особым настроем выступал в финале Спартакиады народов РСФСР. Чувствовал ответственность за результат. Защищая честь Кубани, я испытывал гордость».

А всего за плечами центрового из «Техаса» шесть спартакиад. Четыре республиканских и две союзных. За сборную России он выступал в 1975 году в Киеве и в 1979 – в Каунасе. «Спартакиада народов СССР событие потрясающее. Представляете, собираются вместе все звезды советского баскетбола, а их тогда было немало. Я никогда не забуду финальный матч между Москвой и Ленинградом в 1975 году.

Он, между прочим, всегда играл под несчастливым 13 номером. В этом был он весь. Ведь под этим номером выходили на площадку Геннадий Вольнов, ярчайшая звезда советского и мирового баскетбола, и лучший центровой НБА американец Уилт Чемберлен по прозвищу Черная башня. Эти игроки произвели на него неизгладимое впечатление.

За свою многолетнюю карьеру он противостоял сильнейшим центровым Союза: гениальному Александру Белову и неподражаемому Александру Канделю, феноменальному Владимиру Ткаченко и необыкновенно одаренному Ивану Дворному, неповторимому Николаю Дерюгину. Ему приходилось встречаться со многими другими знаменитостями – Леонидом Ивановым, Николаем Сушаком, Юрием Павловым, Валдисом Эглитисом, олимпийским чемпионом Алжаном Жармухамедовым, с которым Юрия Луговенко связывали дружеские отношения, чем он очень гордился. В российских командах было немало прекрасных центровых, и в этих дуэлях кубанский Гулливер не выглядел Давидом против Голиафа. Он всегда был достойным оппонентом в противостоянии гигантов, становился неразрешимой проблемой для многих команд, с которыми ему приходилось встречаться, защищая цвета сборной России и краснодарского клуба в чемпионате СССР, оставаясь ударной силой своего коллектива.

Золото финской пробы

В 2004 году Юрий Иванович Луговенко принимал участие в баскетбольном чемпионате Европы среди ветеранов. Он возвратился с этого чемпионата с золотой медалью. То чего не удалось ему добиться в молодые годы, он наверстал в старости. Именно так сказал знаменитый центровой, кумир кубанских болельщиков. Приняв участие в этих масштабных и интересных соревнованиях, он почувствовал себя вновь молодым, а самое главное нужным своей любимой игре.

Юрий Иванович играл за сборную 55-60 лет вместе с игроками казанского «Буревестника». В эту команду также вошли москвич Александр Петухов и олимпийский чемпион Алжан Жармухомедов, который и сейчас еще способен уложить мяч в корзину двумя руками.

Когда ему предложили принять участие в этом чемпионате, он не стал рассказывать про свои болезни, (болячки, как слегка иронично он называл свое смертельное заболевание) он только некоторое время раздумывал. Ведь у него появилась возможность встретиться со знакомыми по играм на спартакиадах, появилась возможность встретиться со своей молодостью. Все это, а также поддержка жены Людмилы Валентиновны, которая возглавляет отделение ЛФК (лечебной физкультуры) в первой городской больнице, развеяли все мимолетные сомнения. И центровой из «Техаса» поехал в Суоми.

А потом он приехал в родную станицу, которую он никогда не забывает, ведь здесь живет его родная сестра и другие родственники. Здесь, на тихом сельском кладбище, нашли свой последний приют его родители, которые научили его, которые заложили в нем особый стержень. Стержень, который не давал согнуться, не давал встать на колени перед трудностями. А трудностей в жизни его было предостаточно.

Заключение

Юрий Луговенко был кумиром краснодарской публики, ее любимцем. Публика оценила преданность Техаса родным командам. Ведь только однажды он заикнулся дома о том, какие блага его ждут в том или ином городе, куда его неоднократно приглашали, чем разгневал своих родителей необычайно. «А совесть у тебя, Юра, есть? Тебя в Краснодаре научили играть в баскетбол, здесь ты стал мастером спорта, опорой команды, квартиру получил, а ее люди годами ждут… И теперь хочешь коллектив, который тебя вырастил, бросить? Хороша же твоя благодарность…». Он эти слова на всю жизнь запомнил и больше никогда к этой теме не возвращался. Он остался. И теперь всем, кто связан с кубанским баскетболом понятно, что без Техаса могли бы не состояться многие успехи краснодарских клубов – ДСК, «Труда», «Строителя», «Импульса», сборной Кубани. Уникальный центровой был душой команды, ее стержнем, ее лидером.

Нельзя сказать, что природа одарила его потрясающим потенциалом. Даже в середине 60-х, когда он появился на республиканской арене, ростом 205 сантиметров было уже не удивить. Особой мощью он тоже не отличался. Тем не менее, играл до 40 лет. Играл здорово, оставаясь, все время необходимым команде, более того – фигурой, заметной в союзном масштабе. Все другие центровые (кроме Канделя) превосходили его и в росте, и в атлетизме, но уступали ему в главном – в мастерстве. Его уход из баскетбола страшно огорчил любителей этой великолепной игры, а тренеры уговаривали поиграть еще. Душа Техаса, конечно, рвалась на площадку, но где взять силы? Ведь все эти годы он был безотказным игроком. Ему говорили: «Давай, Юрок»,- и он отдавался игре полностью, не щадил себя. Без него как-то сразу осиротела краснодарская команда, да и весь российский баскетбол.

Какие же годы считать эпохой Луговенко: 60-е, 70-е или 80-е? Но в том-то и соль: привязать игру этого феноменального центрового к какому-то конкретному времени просто не возможно. Приходили и уходили игроки, менялись тренеры и сам баскетбол, а лучший центровой кубанского баскетбола и сборной России продолжал исправно выполнять свои обязанности: обеспечивал подбор мячей под кольцом, приносил очки: 20-25 – обычный для него результат. Многие специалисты баскетбола считают, что Юрий Иванович и сегодня, играй он в баскетбол, не затерялся бы на площадке.

Юрий Луговенко – истинный самородок из глубинки, заявивший о себе, как это часто бывает, благодаря стечению обстоятельств, был личностью на площадке и за ее пределами. Не случайно, великий тренер Владимир Кондрашин, обычно очень скупой на похвалы, наблюдая за игрой кубанского центрового как бы невзначай бросил: «На таких игроках, как Луговенко, наш баскетбол держится».

Список использованной литературы

1. Звезды спорта Кубани/автор-составитель А.М. Банников. – Краснодар: Традиция, 2007. – 546 с:. ил.

2. Материалы и документы музея муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 станицы Отрадной.

3. Материалы и документы Тихорецкого индустриального техникума.

4. Личный архив Галины Ивановны Шиховой (Луговенко).

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top