Евсеева Е.В.

Мы рано повзрослели,
Мы не были детьми,
Мы рано умирали,
Не зная вкус любви.

Кроме повседневного мира жизни, который нас окружает, существует еще удивительный мир памяти, воспоминаний. Он и радостный, и печальный; в нем приятные события чередуются с трагическими, грустные – с веселыми. В этом мире живут вещи, предметы, а также старые семейные альбомы, которые могут поведать нам долгую историю семьи. Эти архивы жизни семьи связывают предков и потомков крепкими узами, не дают забыть прошлое, заставляя задумываться о будущем…

Однажды жарким, солнечным днем, когда температура воздуха зашкаливала под + 45С и выходить на улицу в такое пекло не хотелось, мы с Юлей сидели на диване и смотрели какой-то скучный фильм. Неожиданно для меня она встала и начала дотягиваться до старого альбома, лежащего на шкафу. Но её рост не позволил достать то, что она хотела. Юля попросила меня, чтобы я помогла ей. Я подошла к шкафу и с легкостью достала старинный фотоальбом. Я была удивлена, когда посмотрела на альбом. Что-то раньше я его в доме не видела. Может быть, его оставили родственники, которые приезжали на прошлой неделе?

Юля взяла из моих рук фотоальбом и начала листать аккуратно страницы, каждый раз подолгу останавливая свой взгляд на пожелтевших черно-белых фотографиях. Вдруг она окликнула меня, и я подошла к ней. Она рассматривала фотографию молодой красивой женщины. Я внимательно всмотрелась в лицо незнакомки. Ее черты были мне смутно знакомы, но я не могла вспомнить, кто это. Вынув фотографию из альбома, я посмотрела на обратную сторону, есть ли там надпись? Красивым, аккуратным почерком было написано: «На вечную память моей любимой сестренке Лизоньке от сестры Надежды». И только в этот момент я вспомнила лицо на фотографии. Это была баба Надя. Ведь я никогда не видела ее такой молодой и красивой. Мне даже стало немного обидно оттого, что она мне никогда не показывала свои фотографии молодости.

Юля увидела, что эта фотография заинтересовала меня, и я что-то знаю об этой женщине. Она попросила, чтобы я рассказала ей про нее и ее жизнь. И я начала рассказывать историю, которую когда-то поведала мне баба Надя.

Осипова Надежда Ильинична (бабушка Надя) родилась 20 ноября 1925 года в селе Бердяш Зилаирского района Республики Башкортостан. Село было небольшое, каждый знал его жителей. Надя жила со своими родителями на Байгульской улице. Отца звали Илья, а маму – Серафима. У них родились два сына и пять дочерей, из которых в живых остались только братишка Коля да сестренки Лида, Зоя, Нина. Жили худо, но дружно.

Наступил 1941 год. В воскресенье 22 июня 1941 года по всем громкоговорителям объявили, что Германские войска вошли на территорию Советского Союза. Все жители села Бердяш были испуганы, потому что люди боялись войны, ведь матерям не хотелось отпускать своих детей, мужей на жестокую войну. В один из дней отец Нади стал прощаться со всей семьей. Мать горько рыдала, а сын стоял возле колен папы и дергал его за рукав. Выходя из дома, мама приказала всем детям остаться дома. Но Наденька, вопреки приказанию, пошла следом за родителями. В этот день возле кривой сосны собралось много народу: женщины, мужчины, старики, дети. Все плакали, прощались. Через несколько минут подошла машина, и все мужчины стали садиться в неё. Мать крепко обняла отца, не пуская его. В этот момент девочка выбежала из своего укрытия и сзади обняла папу. Отец быстро повернулся, чтобы узнать, кто это, и увидел свою дочь. Он схватил, поднял Наденьку на руки и посмотрел ей в глаза. По его щекам потекли слезы. Папа хотел что-то сказать дочери, но из машины начали сигналить. Он лишь успел поцеловать мать в щёку, мокрую от слез. Он быстро сел в машину и из окна автомобиля махал на прощанье рукой.

Прошла неделя. За это время война унесла много русских солдат. Вся семья боялась, что отец тоже погиб, ведь от него не было писем.

В 1942 году громкоговоритель объявил на всё село, что на курсы Ф.З.О. набирают детей от 12 лет и старше. Ей в то время было 17 лет, но так как их отец воевал на фронте, а из детей в семье она была старшая, ее не должны были взять на курсы. Но ее отправили вместо председательской дочери. Заступиться за их семью было некому.

Надя уехала в город Белорецк, чтобы учиться и работать. Надежда прожила вдали от семьи целый год. Жилось детям трудно. В 1943 году дочь получила письмо от мамы. В этом письме говорилось, что отец героически погиб на войне, защищая родную сторонушку. Надя проплакала целую неделю, она не могла поверить, что папеньки больше нет на этом свете. Семнадцатилетняя девушка решила бежать на родину. Причиной этого побега было беспокойство о своей семье. Она часто задавала себе вопросы: «Как там мама, сестренки, братишка?». За день до побега Надя обдумала план, а ночью совершила страшный поступок, убежав из города. На следующий день пропажа была обнаружена. Её искали несколько дней, но так и не нашли. Она шла в основном ночами, отдыхая днем, чтобы ее не заметили и не отправили обратно. Она понимала, что поступила плохо, но любовь к близким пересилила в ней все чувства.

Через три дня перед ней расположилась деревушка. Надя зашла в первый дом, попросила у хозяев переночевать у них ночь, хотя бы на сеновале, ведь была еще ранняя осень. Девушка переспала прохладную ночь. Утром хозяева накормили Надежду и дали еще сумку с едой. Она поблагодарила их за такое гостеприимство и пошла дальше. Девушка шла до дома долго. За это время она ночевала в стогах сена, на сеновалах, в сараях. Но однажды с ней приключилась беда. Когда Наденька шла днем через лес, то услышала шорох позади себя. Обернувшись, она увидела волка. Серый был голодным, он подходил к ней все ближе и ближе. Девушка очень сильно испугалась, но вдруг вспомнила, что ей говорил отец, опытный охотник: «Увидев хищника, Наденька, не убегай резко. Если у тебя за спиной будет рюкзак с едой, кидай его и беги! Волк за тобой не побежит, он будет разрывать рюкзак». Она поступила так, как ей раньше велел отец. Кинув сумку, она побежала. Волк сразу набросился на сумку и стал рвать её, как пойманную только что им жертву. Девочка в это время бежала, не оглядываясь. Вскоре Надя выбилась из сил и оглянулась: сзади не было никого. Она вздохнула с облегченьем. Спустя несколько часов девочка увидела перед собой огонек света и пошла на него. Когда она приблизилась к нему, то увидела покосившийся от времени старый дом. Надя попросилась у бабульки переночевать, чтобы набраться сил. Бабушка разрешила ей и даже впустила в дом. На следующее утро хозяйка отправила путешественницу в дальний путь, накормив и одев её, да в придачу дала ей немного еды.

До дома Надя добиралась целых два месяца. Наконец, то долгий, трудный путь до отчего дома закончился. Увидев родную сторонушку, она заплакала, то ли от горести, то ли оттого, что больше не увидит отца. Когда она пришла домой, то мама сначала очень обрадовалась ей, стала обнимать ее, но потом стала очень сильно ругать. Ведь за побег из Ф.З.О. сажали в тюрьму. Но Наденька не приняла слова матери во внимание, потому что дочь была рада долгожданной встречи с матерью и семьей. К сожаленью, девочка прожила дома всего лишь один день. На следующее утро за ней пришли представители власти. Мать не успела спрятать дочь и её поймали. Но вся семья не могла понять, каким образом власти узнали, что Надежда Ильинична Осипова скрывается в деревне. Оказывается, ее выдали соседи, и девушку посадили за решетку. Мать сильно горевала, но помочь дочери не могла. За побег из Ф.З.О. её посадили на шесть лет.

Этот долгий срок она отбывала в тюрьме города Комсомольск-на-Амуре. Жили они в землянках, ели скудно, валили лес, строили дома. Однажды в обычный рабочий день Надежда стала подниматься по доскам на второй этаж строящегося двухэтажного дома, неожиданно поднялся ветер. Потеряв равновесие, Надя упала в белоснежный снег, потеряв сознание. Очнулась через час в госпитале. Через две недели её выписали с диагнозом «эпилепсия». Надежда работала на легкой работе, потому что иногда у неё случались приступы.

Прошло пять лет. Осужденную за побег отпустили домой за хорошее поведение и примерную работу. В ноябре 1945 года она вышла из тюрьмы, держа свое направление домой. Шла долго, иногда её подвозили, но чаще всего она шла пешком. 29 декабря 1945 года Надежда наконец-то дошла до отчего дома. Когда она шла по знакомой ей с детства улице, то видела возле дворов детей, которые играли. В этот момент она вспомнила своё детство. Подходя к дому, Надя услышала из окна крик: «Наденька идет!». И только в эту секунду она вспомнила, что не написала матери письмо о том, что её отпустили. Когда Надежда зашла на крыльцо, то увидела мать со слезами на глазах, а сзади неё стояли сестренки и братишка, на лицах у них сияли улыбки. Дочь стала обнимать, целовать всех членов семьи.

С тех пор прошло уже много лет. Но Бабушка Надя все время вспоминала те события, которые произошли с ней. Она не могла поверить, что вытерпела все, что предоставила ей судьба. Всю свою жизнь она мечтала об одном: если бы отец остался жив, то, приехав, домой он бы сказал: «Ну, что Надежда обними меня!»

Когда я закончила свой рассказ, в глазах Юли были слезы…

К сожалению, бабы Нади сейчас нет в живых. Она умерла в возрасте 80 лет, но после себя оставила замечательного сына, детского врача – Осипова Геннадия Александровича, который спас множество жизней. Возможно, она всю жизнь стыдилась этого поступка – побега из ФЗО. Мы не вправе осуждать ее, она сама себя наказала, отбыв свой срок в тюрьме и оставшись инвалидом на всю жизнь. Но только любовь к своей семье, беспокойство за нее толкнули ее на этот поступок в годы военного лихолетья.

Порой мы не дорожим теми, кто находится рядом с нами, но если этих родных людей нет рядом, то мы осознаем эту потерю, но порой уже бывает с лишком поздно.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top