Бассараб К.Ф. 

Введение

Сегодня одной из отличительных черт современного российского общества является его стремление к самопознанию через историю, через возрождение духовных и государственных начал. Это привело к повышенному интересу истории Отечества, в контексте обновления современной российской государственности, к историческим и современным символам и символике государства. Сегодня это стало непременным условием социального и личностного становления, которое невозможно без гражданственной составляющей. Кроме того, знакомство с символами власти и символикой государства подводит гражданина к осознанию необходимости почитания их как исторических памятников отечественной государственности, так и   достояние современной Российской Федерации. Посягательства на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу; влекут за собой ответственность исходя из законодательства страны.

Каждое современное государство имеет символы власти1, ее атрибуты2 и регалии3 (трон, скипетр, держава), государственную символику, отражающую суверенитет государства и являющиеся его главными отличительными знаками (герб, флаг и гимн). К российской государственной символике относятся и многие другие знаки, в том числе награды, городские гербы. Не менее важную роль во время имперской России играли символы царской власти, сценарии власти и церемониал.    

Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Они несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально–политическую нагрузку. В большинстве стран государственные символы власти рассматриваются как общенациональные и неподлежащие изменениям. Для каждой страны и ее народа характерным являются верность своим традиционным символам и стремление сохранить их через столетия. Поэтому любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам и символике. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к Российскому гражданству.

Современная власть рассматривает укрепление российской государственности посредством возрождения исторических духовных ценностей, в том числе и государственной символики. Это привело к тому, что, начиная с 1990-х гг., в связи со становлением новой государственности, были приняты сначала постановления о возвращении традиционной государственной символики, а 25 декабря 2000 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации три федеральных конституционных закона: «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации».4 В этих законодательных актах была официально закреплена современная российская государственная символика.

Воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества невозможно без знания государственных символов, символики и их истории. Стало очевидным, что решение проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Рождение демократической России повлекло за собой создание новой государственной символики, в которой отразились человеческие, духовные и политические ценности свободного общества, обновленное понимание патриотизма и высокого достоинства гражданина.

Научный интерес к символам Российского государства и государственной символике возник еще в XIX в. Большой вклад в разработку изучения символов государственной власти еще в XIX в привнесли такие известные историки, как Н.М. Карамзин, И.Е.Забелин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский5. Эти историки рассматривали проблемы становления российской государственности, изучали вопросы символов государства через рассмотрение быта русского народа и царей.

В XX веке, после падения имперской России, внимание советских историков было обращено только к советской государственной символике (советского герба и флага), атрибутам и регалиям новой власти (пионерского галстука, комсомольского и октябрятского значков, государственных наград и т.д.).4

В настоящее время, когда в 1990-е гг. в постсоветской России были восстановлены исторические государственные символы, возникла новая волна интереса к данной проблеме. Появляются работы Н.А.Соболевой, Н.В.Жилиной, В.В. Васькина5, где особое место занимают вопросы истории государственных символов и символики, как в целом, так и на определенных исторических этапах развития российского государства. В этих работах рассматриваются вопросы возникновения государственных символов, их изменения на фоне исторического развития государства, отношение общества к ним на различных этапах отечественной истории.

Целью данной творческой работы является анализ эволюции Российской государственной символики в контексте исторического развития российского общества и государства.

Раскрытию цели творческой работы служат следующие задачи:

- на основе источников и научной литературы последить процесс зарождения государственных символов власти и ее символики в процессе становления российской государственности на ее ранних этапах развития;

- отразить эволюционные процессы государственных символов и символики в период имперской России.

Раскрытию цели и задач данной творческой работы помогают исторические источники, особое место среди которых занимают воспоминания иностранцев, побывавших в России в XV-XVIII вв. Это записки, воспоминания и переписка Гербенштейна С., Флетчера Дж., Стрейса .Я., Олеария А., Корба И. и др6. Свидетельства иностранцев, живших в разное время в России, помогают нам со стороны взглянуть на государственные символы и символику, дополняют отечественные источники интересным и живым историческим материалом.

Следующую группу источников составляют документы Российского государства, в том числе Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 г. и другие документы, которые позволяют нам проследить эволюцию государственных символов и символики, закрепленных в российском законодательстве7.

Глава I

Становление символов государственной власти и символики в период формирования единого централизованного государства

1.1 Атрибуты и регалии царской власти

В любом государстве символами власти, отражающими ее состояние, ее значимость и ее недосягаемость, определенную устойчивость в истории стали регалии монархической власти, К регалиям Российского государства относятся – бармы, шапка Мономаха, венцы, скипетры, державы, троны, к символам власти – титул государя и обряд венчания на царство, сценарии власти, в символике придворных церемониалов, в официальной идеологии и образах монарха1.

С момента создания Русского государства шел исторический процесс становления и эволюционного развития института внешних знаков власти, к которым и относятся царские атрибуты, регалии и символы. Анализируя развитие знаковой системы на Руси, следует отметить, что в допетровское время не было корон обычного европейского типа (обруч, зубцы, золотые дуги), не употреблялось и слово «коронация»2. Происходило венчание на великое княжество, а затем на царство. Роль короны в течение двух с лишним веков выполняла знаменитая Шапка Мономаха3.

Изменения внешнеполитических условий существования России, развитие связей с Европой поставили вопрос о легенде, возникшей в конце XV в., и изложенной в «Сказание о Великих князьях Владимирских Великой Руси»4, шапка Мономаха была прислана в числе царских регалий от византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху по праву родства. От киевских князей она перешла к владимирским, а затем и к московским. Но единого мнения о происхождении шапки Мономаха не существует. Одни исследователи считают, что она имеет среднеазиатское происхождение и является вариантом тюрко-монгольского головного убора, обитого собольим мехом, другие видят в ней черты византийского происхождения, третьи – арабского.5 Например, И.Кондаков полагал, что «Мономахова Шапка», ставшая «высшею эмблемою царской власти», «обязательной утварью священного венчания на царство», по происхождению является памятником древнегреческого великокняжеского чина.6 Царским убором она стала позднее, после того как в XVI  в. была увенчана полушарием с крестом. Одним из наиболее важных аргументов в пользу византийского происхождения шапки Мономаха И. Кондаков считает обильное украшение золотых пластин жемчугом, которое было характерно для первоначального варианта изделия и определяется как кесарский шлем, не применявшийся в бою, а бывший парадным доспехом.7

Впервые шапка упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 г. Существует предположение, что она (первоначально без креста наверху) была подарена Ивану Даниловичу Калите одним из татарских ханов. Данный факт свидетельствует о тюрко-монгольском происхождении этого атрибута царской власти. В завещаниях первых московских князей великокняжеская корона, которая собственно и называлась шапкой Мономаха, не упоминалась - ею распоряжалась Золотая Орда. Наследников благословляли «шапкой золотой», то есть короной передаваемой им московской вотчины. После освобождения от татаро-монгольского ига великие князья при церемонии принятия власти продолжали возлагать на себя «шапку золотую», но стали называть ее шапкой Мономаха.

Последний раз шапка Мономаха использовалась при венчании на царство в 1682 г. царя Ивана Алексеевича. Тогда же у нее появился двойник, золотой венец, именуемый «шапкой Мономаха второго наряда», возложенная на царевича Петра Алексеевича.

Появление новых царских регалий относится к периоду формирования единого централизованного государства, когда возникла политическая и историческая потребность во внешних образах власти. Они начинают отождествляться с верховенством власти и непрерывностью. Их возникновение во многом отражает изменения в понимании власти великого князя, ее трансформацию, связанную с утверждением титула государя и царя. Центрообразующим звеном в понимании характера, звучания и символа власти становится изменение титула великого князя в конце XV в. Великий князь в период раннефеодального государства и политической раздробленности воспринимался как первый среди равных русских князей, с началом процесса централизации и создания единого государства начинает восприниматься как полный и никому не подвластный хозяин в своем земельном уделе. С ликвидацией новгородской вольницы посла Великого Новгорода впервые называют Иван III государем. По свидетельству Дж. Флетчера, титул, который получал русский царь при венчании в конце XVI в. звучал так: «Божиею милостью Царь и Великий Князь…Всея Руси Самодержец, Владимирский, Московский, Новгородский….и…многих государств Государь и Обладатель».8 Смысловое изменение титула великого князя, восприятие его как государя привели к пониманию власти верховного правителя как царской, что потребовало расширения царских регалий.

В «Послании Великому князю Василию» монаха Филофея9, ставшей на Руси первой официальной государственной идеологии, Василий III называется «христианским царем поднебесным»10. Русский царь впервые признается духовным правителем и пастырем русского народа. Такое понимание государственной великокняжеской власти потребовало дополнение и государственных регалий – скипетра и державы.

Форма скипетра – посох – являлась библейским символом, точно соответствовавшим понимаю царской власти в России начала XVI в. «Этим посохом правитель должен был оберегать свой народ, как пастырь паству»11. Впервые скипетр упоминается как знак верховной власти при венчании на царство Ивана Грозного в 1574 г. По свидетельству англичанина Дж. Горсея, при венчании на царство в правой руке царь держал «царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 г.»12

Наиболее поздней по времени возникновения в Московском государстве стала держава как регалии власти. Ее появление в конце XVI в. было обусловлено разросшейся территории Московского государства за счет присоединения Казанского и Астраханского ханств в середине века и началом захвата территорий Сибирского и Нагайского ханств во второй половине века. Держава, имевшая форму шара, стала символом владычества московского царя над завоеванными территориями. При торжественных приемах послов держава стала употребляться при Федоре Иоанновиче. Однако впервые, при венчании, она была вручена Лжедмитрию I. Считалось, что в Россию символ державы перешел из Польши, где она называлась «яблоком». И на Руси ее изначально именовали «яблоко царского чина», «яблоко державное», позднее «держава Российского царствия».13

Приобретение окончательного титула царской власти, завершают свое оформление и атрибуты власти. Полное завершение свое они получили в совокупности с царскими парадными одеждами, где одной из центральных деталей были бармы. Это - широкое оплечье со священными изображениями издавна считались на Руси принадлежностью парадной княжеской одежды. К концу XV в. бармы в России стали непременной деталью парадного императорского облачения в виде богато украшенной узкой полосы из драгоценной ткани, надевавшейся на плечи. О том, как выглядел древнейший символ русской государственной власти, дают представления бармы царя Алексея Михайловича, выполненные по заказу в Стамбуле в 1662 г. Это был круглый воротник из грубого шелка, сверху он был нарядно отделан золотом и всякого рода драгоценными камнями.

О завершение централизации власти и оформлении единого российского государства стало свидетелем Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г., в котором он величается как «божьей милостью великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец». Окончательное законодательное закрепление в официальном титуле царя понятия самодержец (точный перевод византийского императорского титула «автократор») стало символом полной и окончательной независимости русского государства от татар и любых других правителей. В определенной степени это понятие стало означать суверенность русского государства в XVI-XVII в. При Алексее Михайловиче этот титул стал еще и синонимом самовластия, обладание неограниченной и независимой от государственных или выборных чинов власти.

1.2 Обряд венчания на царство как символ власти

Первое в истории России торжественное венчание на великокняжеский престол состоялся 500 лет назад, в конце XV в. при Иване III, который решил официально и всенародно оформить права на русский престол своего внука Дмитрия. Венчание Дмитрия, объявленного наследником Ивана III, состоялось 4 февраля 1498 года в Успенском Соборе Московского Кремля, о чем было записано в свидетельствах иностранцев.

Посреди храма Пресвятой Девы воздвигался дощатый помост, на котором помещались три седалища: для деда, внука и митрополита. «Устанавливали возвышение – налой, на которое кладут княжескую шапку и бармы. Затем к назначенному времени являются облаченные в торжественные одеяния митрополит, архиепископы, архимандриты, игумны и весь духовный собор. При входе великого князя с внуком в храм дьяконы поют по обычаю «многие лета» одному только великому князю Иоанну»14. Митрополит со всем клиром начинал петь молебен Пресвятой деве и святому Петру- исповеднику. По окончании молебна митрополит, великий князь и внук поднимались на дощатый помост, где садились царь и митрополит, а внук останавливается у края помоста. «Потом великий князь произносит речь. После этого митрополит велит внуку приблизиться к назначенному месту, благословляет его крестом и велит дьякону читать дьяконскую молитву, а сам меж тем, сидя возле него и также склонив голову, молится. По окончании этой молитвы митрополит велит двум архимандритам подать ему бармы, покрытые вместе с шапкой шелковым покровом, который они называют ширинкой»15.

Его кульминацией было возложение на Дмитрия самим великим князем барм и венца - Прославленной шапки Мономаха - самых первых в Московском государстве атрибутов верховной власти. Возлагая на голову внука венец Великого князя Киевского, Иван III не только укреплял авторитет великокняжеской власти, но и подчеркивал преемственность власти московских князей от князей киевских.

С этого момента русские великие князья стали именовать себя царями. Но Иван III и Василий III именовались царями неофициально, их титулы не были признаны на Западе. Официальная традиция признания титула русских царей оформилась только после венчания на царство Ивана IV в 1547 г. Принимая царский титул, Иван IV стремился достигнуть несколько целей. Во-первых, тем самым он демонстрировал полную независимость Руси и, более того, равенство с другими государствами. Во- вторых, подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие, основанные на «Сказании о князьях Владимирских». В-третьих, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Наконец, обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики. Став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских…) князей.

Церемония венчания Ивана Грозного на царство прошла 16 января 1547 года в Кремлевском Успенском Соборе. К торжеству московские мастера изготовили новые царские регалии. В церемонию венчания была введена золотая цепь. Теперь при венчании на царство корона приобретала иное значение, ибо, в отличие от великого князя, царь считался наместником Бога на земле, проходя второе миропомазание. Из символа власти шапка Мономаха превратилась в знак земного величия, и снимать ее государь был обязан лишь при церковных священнодействиях (службах), в знак смирения перед величием Царя Царствующих - Господа.

В дальнейшем обряд венчания на царство приобретал все более торжественный и величественный характер. Процесс венчания проходил уже в нескольких соборах – Благовещенском, Архангельском и церкви Пречистой Богоматери.16 Но как бы не менялся сам обряд венчания на царство, неизменным оставался его политический и сакральный смысл – божественного предначертания власти и сосредоточения всей ее полноты в руках царя, что было свойственно всем средневековым монархам Европы.

1.3. Государственная символика периода формирования единого централизованного государства

Принятие в 1497 г. первого общерусского судебника повлекло за собой и оформление и государственной символики.   В это время гербом России становится двуглавый орел, олицетворявший верховную власть и независимость. Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России - великокняжеская печать Ивана III.

Начиная с 1539 года, изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на государственной печати 1562 года в центре двуглавого орла появляется изображение всадника (древнейший символ княжеской власти на «Руси»). «Ездец»- в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом. При Федоре Ивановиче между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: голгофский крест. Крест- символ православия, придающий религиозную окраску гербу государства. Его появление совпадает с временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости в России.17

В марте 1613 года на престол избирается Михаил Федорович Романов. Перед первыми Романовыми стояла трудная задача реставрировать и укрепить самодержавие, пошатнувшееся в период смуты. При Михаиле Федоровиче двуглавый орел изображается под тремя коронами, которые знаменовали три великих покоренных ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское (в более поздней версии, это символ Святой троицы).

Как и любой царь, Михаил Фёдорович устраивал официальные приёмы, аудиенции. На одной из аудиенций побывал известный путешественник XVII века – Адам Олеарий, который в своих воспоминаниях подробно описал одну из таких церемоний. «…Аудиенц-зал представлял собой четырёхугольное каменное сводчатое помещение, покрытое снизу и по сторонам красивыми коврами и сверху украшенное рисунками из библейской истории, изображенными золотом и разными красками. Трон великого князя сзади у стены поднимался от земли на 3 ступени, был окружен четырьмя серебряными о позолочёнными колонками или столбиками… В это время готовился как раз трон гораздо боле великолепный и роскошный…

На вышеизложенном престоле сидел его царское величество в кафтане, осыпанном всевозможными драгоценными камнями и вышитом крупным жемчугом. Корона, которая была на нем поверх черной собольей шапки, была покрыта крупными алмазами, так же как и золотой скипетр, который он, вероятно, в виду его тяжести, по временам перекладывал из руки в руку… Рядом с престолом великого князя направо стояла золотая держава, величиною с шар для игры в кегли, на серебряной, резной пирамиде, которая была высотою с 2 локтя.».18

Усиление центральной и царской власти при Алексее Михайловиче Стрейс Я.Я. писал: «Вся Россия, или Московия, с входящими в нее землями и княжествами, подчинена монарху или царю, который один над всеми властвует и всем управляет. Его величество, жившего в мое время, теперь недавно почившего, звали Алексеем Михайловичем, Романовым. Последнее почетное имя присвоили себе московские цари со времен Иоанна Васильевича, который установил свое происхождение от римских императоров, на что ясно указало и слово царь, от латинского Caesar. Об этом же говорит в известной мере и одинаковый герб с двойным или двуглавым орлом, с распростертыми крыльями, только с той разницей, что между главами помещается корона епископа, а на груди изображение рыцаря св. Георгия. Император, или царь, является неограниченным государем: он назначает и сменяет должностных лиц, никого не спрашивая и ни с кем не считаясь; по его указу чеканится монета, повышается или понижается её ценность; он заключает мир, объявляет войну. Словом, он поступает так, как ему нравится и заблагорассудится».19

В жалованной грамоте Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 г. приложена печать, на которой впервые двуглавый орел изображен под тремя коронами, держащий в когтях символы власти - скипетр и державу, в дальнейшем орел стал изображаться с «поднятыми крыльями».

Одним из государственных символов является гимн (от греч. слова hymnos- торжественная песнь в честь божества)- хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. В средневековой Московской Руси гимна в современном понимании не существовало. В период создания единого централизованного государства по указу Ивана III был создан профессиональный хор «государевых певчих дьяков», который впервые спел в 1479 г. на освящение Успенского собора в Кремле. В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.20 В XVI-XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в русском государстве появляется особая разновидность гимнов - торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется - патриотические, лирические, «виватные», они становятся светскими.

Третьей символикой государственной власти традиционно считается флаг. «В России знамя прошло эволюционный путь от языческого шеста с конским хвостом до самой главной реликвии – символа воинства и Отечества».21 В раннефеодальном государстве флаг выполнял функции боевого знамени княжеских дружин и полков, на котором изображался Иисус Христос. С такими стягами участвовали в бою дружины Дмитрия Донского на Куликовом поле 1380 г., в ними шли на осаду Казани в 1552 г. Но только в XVI-XVII вв. знамя окончательно становится частью русской культуры и государственной символикой. В это время оно представляет собой полотнище белого цвета с золотой каймой и с изображением двуглавого орла. Окончательное оформление государственного флага происходит в имперский период.

Таким образом, можно сказать, что в период формирования единого централизованного государства появляются символы и атрибуты власти представленные шапкой Мономаха, скипетром, державой, бармами, происходит становление и государственной символики – герба, флага и гимна. Появление такого государственного обряда как венчание на царство стало символом стремления Московского государства к признанию себя как равного среди европейских монархий и началом оформления сценариев власти, получивших свое развитие в XVIII-XIX вв.

Глава II

Эволюция российских государственных символов и символики периода складывания и расцвета абсолютной монархии

2.1 Нововведения в атрибутах власти в XVII - XIX вв.

Социокультурная трансформация и избрание на престол Московского государства новой династии Романовых и утверждение в официальных документах и сознании общества термина Россия, начало складывания, и оформление абсолютной монархии привели к необходимости коррекции атрибутов и регалий власти.

Со второй половины XVII в., когда укрепляются экономические связи и торговые связи Русского государства, иноземные купцы привозят в первопрестольную самые дорогие вещи для высшей знати и царского двора. Так, например, в 1660 г. Армянская торговая компания в Исфагани (Иране) подарила русскому царю Алексею Михайловичу так называемый алмазный трон, привезенный купцом Захарием Сарадаровым. В 1682 г. в кремлевских мастерских оружейными мастерами был сделан двойной трон, когда на царство венчали двух малолетних братьев Ивана и Петра Алексеевичей1.

Активизация внешнеторговых связей, развитие процесса модернизации России со второй половины XVII в. и его резкое убыстрение во времени в первой четверти XVIII в., образование Российской империи и новый обряд венчания на царство 1722 г. привели и к изменениям понимания взглядов на образ царственного венца. Это привело к тому, что шапка Мономаха теряет свое значение на рубеже XVII- XVIII вв. и появляется царской короны. Венец уже становится не символом преемственности от Константинополя владимирскими, а от них московскими царями. Царская корона – символ верховной власти, ее преемственности и непрерывности, символ государства, которым из поколения в поколение венчались на власть монархи европейских государств. Поэтому появление царского короны европейского образца символизировало и процесс европеизации России.

В 1721 году он объявил Россию империей, а сам принял титул императора.  Это привело к значительным    изменениям в ритуале воцарения главы государства. Вместо обряда венчания  на царства был введен обряд коронации, в котором бармы были заменены мантией с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а шапка Мономаха - короной.

Впервые коронационная корона появляется во время коронации Екатерины I в 1724 г. и выполнения была по заказу императора и сделана по европейским образцам. Для короны Екатерины I император приказал вынуть часть бриллиантов из своей короны, вершина которой была украшена огромным рубином под бриллиантовым крестом2.

Государь сам возложил на супругу корону, от которой до наших дней дошел лишь серебряный позолоченный каркас. Драгоценные камни, когда-то украшавшие  ее, находятся на сохранившейся до настоящего времени короне императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра I, коронованной в апреле 1730 г. Серебряная позолоченная  корона императрицы  Анны Иоанновны была сделана петербургским ювелиром Готлибом  Вильгельмом Дункелем. Среди камней короны, которых на ней более двух с половиной тысяч, особо выделяется огромный турмалин под крестом весом более ста граммов. К прежним регалиям царской власти – скипетру и державе – присоединяются и новые – державное знамя, государственный меч и державная печать.

Пётр I вносит изменение не только в символику государственного герба, но и в моду и обычаи. Один иностранец, Иоганн Георг Корб, который побывал в России во время правления Петра великого, писал: «Прежние великие князья облачались в одежды весьма пышные и украшения драгоценные».3 Необходимым атрибутом парадного царского наряда была длинная массивная золотая цепь, которая по легенде попала на Русь с регалиями византийского  императора Константина Мономаха и введенная в церемонию венчания в 1547 г. До наших дней дошла Золотая цепь царя Михаила Фёдоровича работы кремлёвских мастеров. В ней  88 круглых слегка изогнутых колец, на канфаренном фоне  которых исполнена надпись, переходящая с кольца на кольцо. Надпись включает молитву пресвятой  Троице, полный титул царя с перечислением городов, княжеств, земель, входивших тогда в Российское государство, и наставление царю жить «по заповедям божьим, править мудро и справедливо». Драгоценные наперсные кресты, подобно цепям, также являлись необходимой принадлежностью царского облачения. Золотой крест Петра I сделан в кремлёвских мастерских в  80-х годах  XVII века. В центре его лицевой стороны помещен небольшой накладной крест из великолепных изумрудов разной огранки и формы. На одном из изумрудов резное распятие и резная надпись «Ника».

Меняется и внешний вид царского платья, который во время венчаний на царство и в других торжественных случаях был предметом чрезвычайной заботы. Московские цари носили длинное свободное платье с широкими рукавами до запястья, сшитое из парчовых тканей и расшитое золотыми нитями, украшенное плетеным кружевом, золотыми пуговицами, жемчугами и самоцветами, потрясавшее своим великолепием  и роскошью и символизировавшее богатство и могущество. Оно отличалось также исключительной тяжестью. Не случайно, поэтому в чинах на царство упоминаются особые придворные, поддерживающие государя под руки во время торжественного шествия. Петр Первый меняет взгляд на понимание царского платья, которое престает быть под тяжестью золота и камней тяжелым и неподвижным. Убыстрение темпов жизни в целом, особый образ жизни и поведения царя, его стремительность и подвижная активность, обращенность на Запад, заставляет отказать от тяжеловесного и малоподвижного царского наряда. Появляется европейского покроя камзол из крепкого сукна, который отличался от парадного цветом и простотой. Парадный же коронационный наряд царя отличался торжественностью, изысканностью такни, так же расшитой золотыми нитями, поверх которого надевалась мантия.

Утверждение абсолютизма и укрепление России в мировом социокультурном процессе потребовали и изменение обоснования власти и месте Российской империи в западноевропейской иерархии. Суть проблемы заключалась в том, что для европейских монархов титул «царь» бал достаточно расплывчатым и неопределенным. Поэтому разработкой абсолютистской власти и императорского титула стал заниматься Ф.Прокопович. В «Духовном регламенте» и «Правде воле монаршей» он традиционные утверждения божественного происхождения власти аргументировал теорией естественного права и общественного договора, которые были характерны для западной аргумнетации4. Ссылаясь на многочисленные примеры из истории и произведений европейских авторов, на Священное писание, он обосновывает императорский титул с позиции европейской правовой теории, создавая образ идеального «мудрого правителя», «отца нации»5. В письме-обращении к царю по поводу принятии нового титула говорилось: «Изволи принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул (Отца Отечетсвия, Императора Всероссийского, Петра Великого), как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношенные и на статуах для памяти в вечные роды подписаны»6. Принятие титула состоялось 22 октября 1721 г. во время коронации Петр I . Согласно указу от 11 ноября 1721 г. Петр именовался «Императором и Самодержцем Всероссийским, Московским, Киевским, Владимирским, Новгородским, Царем Казанским, Царем астраханским, Царем Сибирским».

Таким образом, в период становления абсолютизма происходят изменения во внешнем облике русских царей, изменяются и добавляются регалии власти, но самое главное меняется понимание роли и мета России в мировом пространстве, что нашло свое отражение в изменение титула царя.

2.2. Коронация на царство – как символ абсолютной власти

Первая императорская коронация с ее сложным церемониалом и блестящей внешней обстановкой была устроена Петром I для своей супруги Екатерины Алексеевны. Венчание императрицы являлось в то время значительным нововведением. В связи с этим Петр счел нужным в своем Манифесте от 15 ноября 1723 года объяснить своим подданным причины, побудившие его принять такое решение. В Манифесте говорилось, что во всех христианских государствах издавна существует обычай царствующим государям короновать своих супруг. Так, например, император Василий короновал свою супругу Зиновию, Юстиниан - Люпицию, Ираклий - Мартинию, Лев Премудрый - Марию. Пётр также подчеркивал самое деятельное участие Екатерины в жизни государства.

По традиции, сложившейся еще при московских царях, коронация в петербургский имперский период проходила так же в Успенском соборе Московского Кремля. Но, в отличие от обряда венчания московских князей, коронацию Екатерины I проводил сам Петр в присутствие всех придворных вельмож и при помощи высшего духовенства. Именно император возложил на голову Екатерины коронационную корону. Император «передал державу, эмблему царского достоинства, но оставил себе скиперт, знак власти».7

В период дворцовых переворотов церемония коронации практически не изменилась. К ней добавились длительные по времени (до полугода как это было при Елизавете Петровне) праздники в честь восшествия на престол, раздача наград и титулов дворцовой свите и гвардейцам8.

В дальнейшем при коронации нового императора или императрицы специально делались новые коронационные короны, как правило, иностранными ювелирными мастерами. Так это было во время коронации Екатерины II, Павла I. Последний короновался на царство вместе со своей супругой Марией Федоровной, и обряд повторял коронацию Екатерины I. Павел собственноручно, как и Петр I, возложил на голову супруги специально для этого сделанную корону. Император на коронации обязательно представал перед обществом при всех регалиях власти, в список которых была включена и цепь с орденом св. Андрея Первозванного. При коронации Александра II новым императором был прочитан Символ Православной веры9. После коронации императора та же корона самим Александром была возложена на императрицу, а так же порфира10 и цепь ордена св. Андрея Первозванного11. Этот обряд был зафиксирован в «Своде основных государственных законов»12.

Но формирование российской империи потребовало не только выстраивание и отработку сценария коронации по европейскому принципу, но создание незыблемого порядка преемственности верховной власти, освещенной церковью и нашедшего свое отражение не только в законодательстве, но и сценарии воспитания наследника престола. Воспитание и образование наследников престола являлось одним из важнейших элементов царствования династии Романовых. Правда уровень подготовки у каждого из наследников был разный и не каждый из них, как например Николай I или Александр III, воспитывался как первый наследник престола. Но все же качество образования и уровень подготовки оказывал огромное влияние на характер государственной деятельности.

Уже, начиная с воспитания Алексея Михайловича, начинает создаваться и отрабатываться сценарий воспитания. Попытка дать системное образование присутствовала при воспитании Петра I. Мальчику из-за границы выписывались дорогие технические игрушки, у него были свои учителя, правда, не всегда удачные13. Но все же сам окончательное оформление процесса воспитания, выявление требований к уровню подготовки будущего императора пришлось на время правления Екатерины II и воспитания будущего императора Александра I. С этого момента образование и воспитание будущего наследника становится неотъемлемой частью государственной политики. Поэтому в качестве учителей наследников престола приглашались, как правило, самые образованные и передовые люди русской культуры и науки. Так, например одним из воспитателей Александра II был поэт В. Жуковский, в качестве учителей приглашались опытнейшие учителя, в том числе и профессора Московского университета.

Таким образом, в период формирования российской империи происходило становление и нового обряда венчания на царство, который приобретает европейские черты и название – коронация. Наравне с утверждением коронационной церемонии как одной из составляющих символов власти становится процесс воспитания наследника престола, получивший еще и признаки государственной политики монарха.

2.3. Эволюция государственной символики в имперский период России

Введение новых атрибутов власти привели и к изменению внешнего вида государственной символики, в первую очередь герба и государственного флага. В 1699 г. Петр I учредил первый русский орден св. Апостола Андрея Первозванного. Знак ордена представлял собой косой крест голубой эмали с изображением распятого Святого (по преданию, Андрея Первозванного распяли на кресте, брусья которого скреплялись наискось). При Петре Первом грудь двуглавого орла на государственном гербе украсила цепь святого Андрея Первозванного. А в связи с принятием им в 1721 году титула императора, венчающие головы орла короны заменили на императорские.

В царствовании Петра Великого известно еще одно изображение герба. В книге австрийского дипломата И.Корба, автора «Дневника путешествия в Московию», помещен рисунок государственной петровской печати. На ней воспроизведен двуглавый орел, на груди и крыльях которого расположены 7 территориальных эмблем. Кроме того, вокруг орла в овальных щитах изображено еще 26 подобных символов. На этом рисунке впервые встречается воспроизведение эмблем именно на крыльях орла. В Государственном Историческом музее хранятся матрицы для печатей с изображениями территориальных эмблем на крыльях орла и вокруг него. Эти печати были вырезаны по приказу Петра русскими и иностранными мастерами. Они украшали жалованные грамоты императора, которые выдавались российским и зарубежным вельможам, скрепляли многие документы и послания, направленные за границу. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем Ездец в красном поле»7.

На короткое время изображение орла изменилось при Павле I. Указом от 5 апреля 1797 г. разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла. Во время его правления (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику с новым противником - наполеоновской Францией. После занятия французами острова Мальта, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 г. Павлом первым подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийского креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагается щит со Святым Георгием, наложенный на мальтийский крест.

Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийский крест и корону с герба России. Формально он восстановил петровское изображение государственного герба. Именно такой орел помещался на гербовой бумаге, штемпелях, печатях некоторых учреждений. Орел Александра I с распростертыми крыльями, но без ордена Андрея Первозванного, держит в лапах громовые стрелы, лавровый венец, жезл или факел. Этот знак помещался на Российских государственных ассигнациях, монетах и т.д. Внешний вид Александровского орла не удержался в Российском государственном гербе. С воцарением Николая I вновь распространилось петровское изображение этого символа, к которому вернулись все атрибуты самодержавной власти (три короны, скипетр, держава). В 1830 году на крылья орла были помещены 6 щитов с титульными гербами пяти царств: Астраханского, Казанского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического и Великого княжества Финляндского. Также Николай I дал указание: «На гербах губерний, областей и губернских городов… изображать всегда императорскую корону, на гербах же городов уездных… ставить городскую корону»8. В 1855-1857 гг. в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же св. Георгий на груди орла в соответствии с правилами Западноевропейской геральдики стал смотреть влево. 11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии.

24 июля 1882 г. Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. 23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба.

Изменения герба потребовали за собой и рассмотрение вопроса о государственном флаге, утверждение которого шло на протяжении существования Российской империи. Сначала у Петра I гербовое знамя выглядело как красное полотнище с белой каймой. В центре изображался золотой орел, парящий над морем, на груди орла в круге - Спаситель, рядом - Святые Петр и Павел и Святой Дух. Но позже Петром I были созданы знамена и флаги с новой государственной символикой. С 1693 г. Петр I использовал бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве «флага царя Московского». А именным Указом от 20 января 1705 г. Петр I даровал бело-сине-красный флаг коммерческим судам, ходящим по Москве-реке, Волге и Двине.

Уже в XIX в. указом Александра II от 11 июня 1858 г. был введен черно-желто-белый «гербовый» флаг. Указ утвержден Сенатом по докладу министра императорского двора графа В.Адлерберга. Разработчиком флага явился, вероятно, Б.Кене, поклонник немецкой геральдики. Объяснение выбора такого флага содержится в тексте указа9.

На протяжении второй половины XIX в. среди историков велись споры, какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или черно-желто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года (7 мая 1883 г. это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи.), когда «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» Александр III, склонявшийся к русофильству, распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Окончательно национальным он стал в 1896 г. Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. 29 апреля 1896 г. Николай II повелел объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный, и другие флаги допускаемы быть не должны.

В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён «для употребления в частном быту» новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка желтым квадратом с черным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орел изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь «разрешалось». Символика флага подчеркивала единение царя с народом.

В апреле 1917 г. Юридическим Совещанием решено: «Бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем, может считаться флагом новой России».

В имперский период получает свое развитие и окончательное оформление гимна государства как символики. В эпоху Петра I получают распространение «виватные канты»[1], прославляющие царя и «молодую Россию»: «Виват, Россия, именем преславна», «Возвеселисе, Россия, правоверная страна», «Радуйся, российский Орле двоеглавый»- эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, составляя единое целое вместе с другими пропагандистскими деяниями царя. В составе российских военных оркестров известны гобоисты, трубачи, флейтисты, литавристы, барабанщики. Победа под Полтавой дала Петру Великому трофеи в виде музыкальных инструментов. Петровские оркестры кроме «виватных кантов» исполняли, по-видимому, гимнические произведения «старого времени» типа общееврейского псалмового гимна «Тебя, Бога, хвалим!».

Слова гимна должны быть патриотичны, прославлять державу или правителя, отражать мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема, может быть напета любым жителем страны. Исходя из этих требований в России, не смотря на большую практику торжественной церковной музыки, гимна в европейском понимании не было.

Окончательный вариант государственного гимна сложился только в XIX в. В этот период особой популярностью пользовались песни-марши и марши-полонезы. В годы Отечественной войны 1812 г. большой популярностью пользовался марш-полонез «Гром победы раздавайся». Но его к официальным гимнам отнести нельзя в силу особенностей музыкального характера данного жанра и мест его исполнения – балы.

Только в 1815 г. появляется «Молитва русских», написанная русским поэтом-романтиком В. Жуковским, положенная на мелодию английского гимна «Боже, храни королеву». Исполненный впервые 19 сентября 1816 г. на годовщину Царскосельского лицея, он стал общепризнанным и официальным государственным гимном России. По указу императора Александра I он стал исполняться полковыми оркестрами при встрече монарха. Идея стихов Жуковского была достаточно поста. Образ царя в стихах воспринимался как некий национальный священный символ нации, воплотивший величие державы и императорской власти.

Но хорошо знакомая нам музыка к этому гимну была написана композитором А. Львовым и исполненная только в 1833 г. на театральной премьере в Большом театре в Москве, а затем уже и в С.- Петербурге. По указу императора Николая I эта торжественно-патриотическая музыка стала гимном России.

Таким образом, к середине XIX века происходит окончательное утверждение основных общенациональных символов и государственной символики, нашедшей свое отражение в гербе, флаге и государственном гимне России.

Заключение

На основе анализа источников и научной литературы можно сказать, что с начала процесса формирования единого централизованного государства и монархической власти сначала в Московском государстве, а затем утверждения абсолютной императорской власти в Российской империи, особую роль и значение начинают играть символы власти и государственная символика, которые помогают нам более полно изучать политические процессы в обществе. Историческая судьба России преломлялась через представителей верховной власти – монархов. Самодержавная власть наложила большой отпечаток на характер, национальные черты, особенности государственного устройства, атрибуты верховной власти.

Начиная с XV в. в государстве появляются свои регалии и атрибуты власти, что свидетельствовало о возникновении собственных представлений о символах власти. Первыми регалиями и атрибутами государственной власти считались барма, венец - шапка Мономаха. Позднее появляется такие элементы как эмблема власти, посох, скипетр, держава, трон. Изучая эволюцию символов России, можно прийти к выводу, что каждый из этих атрибутов являлся значимым в определенный исторический период времени. С самого начала государственная символика олицетворяла образ верховной власти при использовании ее главных внешних признаках – гербе, короны, державы и т.д.

Постепенно самими монархами стали выстраиваться сценарии власти, характерные для каждого из них. Первые сценарии власти были еще достаточно плохо разработаны и нашли свое отражение в царских титулах и их изменениях, в понимании образа государя и его власти, их божественное происхождение. Большую роль в утверждении такого понимания происхождения власти стал играть процесс венчания на царство с 1547 г. и коронации по европейскому образцу с 1721 г.

Со становлением российской империи к образу монарха посредством принятия различных дополнительных титулов («Отец Отечества») добавляется еще и понимание императорской власти как власти заботливого и справедливого главы огромного семейства.

Вместе с отработкой сценариев власти в России утверждается и воия государственная символика. Как и российское государство, ее герб также менялся с течением времени. Он начинался с «орленка», однако вскоре начал раскрывать крылья, над его головой появились сначала царские, а затем и императорские короны. Приняты Большой, Средний и Малый гербы Российской империи, которые были составлены согласно всем геральдическим правилам, и должны были символизировать собой единство и могущество Российской империи. Завершают процесс формирования символики возникновение таких ее символов как государственный флаг и гимн.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, в утверждении сценариев власти и государственной символике нашли свое отражение вехи русской истории. Сейчас многие символы власти имперского периода после долгих лет забвения были восстановлены как общенациональные символы власти и могущества государства. Двуглавый орел как и прежде символизирует могущество и единство Российского государства. И будем надеяться, повторив слова Есенина, что «Русь взмахнет крылами».

Список используемой литературы

Источники

1. Гросей Дж.

2. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906

3. Стрейс Я.Я. Три путешествия. М., 1935

4. Гербенштейн С. Записки о Московии. М., 1988

5. Корб И.Г. Рождение империи М., 1997

6. Флетчер Дж. О государстве Русском// Накануне Смуты. М., 1990

7. Российское законодательство. X-XX вв. Тт. 2,3,4,5. М., 1985-1988

8. Сказание о Великих князьях Владимирских Великой Руси// Орлов А.С. Георгиев В.А. Георгиева Н.Г. Сивоха Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2004.

9. Послание Великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде, начало XVI в.// Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – начало XVI вв. М., 1984. С. 436-441

10. Прокопович Ф. Правда о воле монаршей. // Прокопович Ф. Сочинения. М., 1961.

Монографии и статьи

1. Валишевский К. Петр Великий. Репринтное воспроизведение издания 1911 г. М., 1990.

2. Валишевский К. Дочь Петра великого. Репринтное воспроизведение. М., 1989.

3. Васькин В.В. Двуглавый орел в истории государства Российского. Саратов, 2001

4. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1977

5. Жилина Н.В. Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование. М., 2001

6. Забелин Е.И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М. 1990

7. История России в лицах и датах. Словарь-справочник. СПб, 1995

8. Карамзан Н.М. Итсория государства Российского. Калуга, 1993

9. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1956

10. Кондаков И. Культурология   История русской культуры.. М., 2003.

11. Конов А. Геральдика российская //Нева. N2. 1985

12. Можейко И.В., Сивова Н.А, Соболева Н.А. Государственная символика России. М., 2003

13. Манько А.В. Российская монархия: символика и атрибуты. М., 2005

14. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993

15. Российские государи. В 2-х т. Смоленск, 2003

16. Соболева Н.А. Старинные гербы русских городов, М., 1985

17. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., 1989

18. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики, М., 2002

19. Хорошкевич А.А. Символы русской государственности. М., 1989

20. Уортман Р.С.Сценарии власти. В 2-х т. М., 2004

1 Символ (от греч. Symbol) – знак, опознавательная примета, отличительная черта, характеризующая внешние признаки верховной государственной власти

2 Атрибут (от лат. Attribuo) - необходимое, существенное, неотделимое свойство объекта.

3 Регалии (от лат regalis) - знаки монархической власти.

4 Российская газета. 26 декабря. 2000 г.

5 Карамзан Н.М. Итсория государства Российского. Калуга, 1993; Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI – XVII столетиях. М., 1987; Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., 1989; Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1956

4 Черников Н. Д. Наша Красная Звезда. М. Ляшенко М. Твое краснокрылое знамя.

5 Хорошкевич А.А. Символы русской государственности. М., 1989; Васькин В.В. Двуглавый орел в истории государства российского. Саратов, 2001; Жилина Н.В. Шапка Мономаха. М., 2001;Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. М., 2003;

6 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб. 1906; Стрейс Я. Три путешествия. М., 1935; Гербенштейн С. Записки о Московии. М. , 1988; Флетчер ДЖ. О государстве Русском// Накануне Смуты. М., 1990; Корб И.Г. Рождение империи. М., 1997

7 Российское законодательство X-XX вв. Тт. 2,3,4,5. М., 1985-1987.

1 См. подробнее: Уортман Р.С.Сценарии власти. В 2-х т. М., 2004

2 Об истории европейских царских регалий см. подробнее: Российская монархия. Символика и атрибуты. С. 24.

3 Васькин В.В. Двуглавый орел в истории государства Российского. С. 28

4 Сказание о Великих князьях Владимирских Великой Руси// Орлов А.С. Георгиев В.А. Георгиева Н.Г. Сивоха Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2004. С. 107

5Жилина Н.В. Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование. С. 37

6 Кондаков И. Культурология   История русской культуры.. М., 2003. С. 147

7 Там же. С. 148.

8 Флетчер Дж. О государстве Русском// Накануне Смуты. С. 501

9 Послание Великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде, начало XVI в.// Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – начало XVI вв. М., 1984. С. 436-441

10 Послание Великому князю Василию…// Памятники литературы… С. 438

11 Российская монархия. Символики и атрибуты. С. 26.

12 Горсей Дж.

13www.school.edu.ru

14 Флетчер Дж. О государстве Русском// Накануне Смуты. С. 504

15 Герберштейн С. Записки о Московии. Издательство Московского университета, 1988. с. 83-84.

16 Гросей Дж.

17 В царствование Федора произошла важная перемена в управлении русской церкви. Глава русского духовенства, митрополит, избирался из русских епископов московским государём, но посвящался в этот сан константинопольским патриархом. Стараниями Годунова в Москве был утверждён независимый патриарший престол, и глава русского духовенства стал называться патриархом.

18 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. СПб., 1906. С. 33-36.

19 Я.Я.Стрейс Три путешествия. М., 1935. С. 158

20 И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. Государственная символика России. М., 2003. С. 63, 65.

21 Российская монархия. Символика и атрибуты. С. 163.

1 Российская монархия. Символика и атрибуты власти. С. 25

2 Российская монархия. Символика и атрибуты. С. 42.

3 Корб. И.Г. Рождение империи. М., 1997. С. 203

4 Прокопович Ф. Правда о воле монаршей. // Прокопович Ф. Сочинения. М., 1961. С. 49

5 Там же. С.

6 Прошение сенаторов царю Петру I о принятии титула// Законодательство периода становление абсолютизма. Т. 4. М., 1986. С. 1ё79.

7 Валишевский К. Петр Великий. Репринтное воспроизведение издания 1911 г. М., 1990. С. 412

8 Валишевский К. Дочь Петра великого. Репринтное воспроизведение. М., 1989. С. 72

9 Краткое изложение в форме простых положений или бесспорных фактов главных догматов веры, без доказательств, как предмет восприятия веры.

10 Бархатная, подбитая горностаем мантия, царская одежда, одеваемая во время коронации и др. торжественных случаев.

11 См. подробнее: Уортман Р. Сценарии власти.

12 Своде основных государственных законов// Российская монархия. Символика и атрибуты. С. 295-296

13 Российские государи. 1598-1917. Смоленск. 2003. С. 112.

7 Цит. по кн.: Васькин В.В. Двуглавый орел в истории государства Российского. Саратов, 2001. С.27

8 Цит. по кн.: Российская символика…С. 59

9 См. подробнее: Васькин В.В. Указ. соч. 49

[1]Виватные канты - (лат. vivat – да здравствует), жанр торжественных гимнов, сложившихся в русской музыке петровской эпохи. Мелодия Виватных кантов имела фанфарно – руладный характер. В. к. исполнялись хором или группой певцов главным образом во время придворных приемов и празднеств. Существовали до конца XVIII века.  

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top