Зыбина О.О.

В современном российском обществе наблюдаются серьезнейшие изменения в сфере образования, в том числе, и в сфере высшего образования. В нормативных документах, регулирующих отношения в этой сфере, устанавливаются «новые» уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, специалитет.   Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (далее – Закон о стандартах) изменен институт государственных образовательных стандартов, данным законом устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты [31] (курсив наш. – О. З.).

В Законе о стандартах имеются существенные изменения относительно высшего профессионального образования, такие изменения вводятся впервые.

Во-первых, начинается переход на двухуровневую систему образования. Во-вторых, в качество подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартом обеспечивается воспитание. В-частности, в качестве общего требования к содержанию образования добавлено «формирование духовно-нравственной личности» [31].  

Значимость духовно-нравственных и моральных ценностей подчеркивает В. В. Путиным в своем восьмом Послании Федеральному Собранию РФ: «….. духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [27, с. 3].  

Президент Медведев Д. А., обращаясь к Федеральному Собранию РФ, говорит о ценностях, об общественных идеалах и нравственных принципах: справедливость, свобода, жизнь человека, любовь, семейные традиции, патриотизм – «таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры» [28, с. 2].

Решающую роль в приобщении молодежи к духовно-нравственным ценностям отводится возрождающейся российской образовательной системе.  

Исходя из вышеизложенного, особый интерес приобретает изучение и осмысление педагогического опыта, отечественных традиций воспитания в высшей школе. Необходимо «строго блюсти преемственность лучших традиций русской литературы, основу которой неизменно составляла высокая нравственность» отмечается многими нашими соотечественниками [12, с. 272].

Знание и применение отечественных традиций воспитания в образовательном процессе высшей школы особенно усиливается в эпоху глобализации и технологизации образования, развития коммуникаций, наличие в обществе взаимоисключающих систем ценностей, отсутствия единой идеологии, широкого распространения нигилистических взглядов на происходящие в обществе процессы.

Трудно не согласиться с Ахи­яровым К. Ш., который на круглом столе, посвященном теме: «Критерии качества диссертационных исследований в педагогике и смежных науках» отмечает, что «без прошлого нет будущего. Забывая прошлое, не создать будущего» [11, с. 26].

При осмыслении отечественных традиций высшего образования автором изучались архивные документы, мемуарная литература. В фондах Музея истории Петербургского университета находятся архивные документы, связанные с деятельностью университета и с деятельностью Высших Женских Курсов (позднее Бестужевские курсы). Именно в Петербурге впервые в России получило развитие женское образование. «В конце 50-х годов в Петербургском университете появились первые женщины в качестве вольнослушательниц» - отмечает Вахромеева О. Б. [4, с. 1]. Архивные источники совершенно необходимы для изучения, они воссоздают атмосферу далекого времени.

При изучении традиций отечественного образования и воспитания использовались и мемуарные источники. Ценность мемуаров состоит в том, что они нетолько воспроизводят историю и традиции отечественного образования, но и содержат отношения авторов к описываемым традициям. Мемуары – это неисчерпаемый источник для осмысления картин прошлого.

«Воспоминания, - подчеркивает Лихачев Д. С., - открывают нам окно в прошлое…. дают нам точки зрения современников событий….. мемуаристы рассказывают то, что не получило и не могло получить отражения ни в каком другом виде исторических источников» [10, с. 7].

При изучении традиций отечественного воспитания в образовательном процессе так же нельзя не учитывать общий исторический фон, ибо появление высшего образования связано не только с потребностями общества, но и возникло по воле государства, которое нуждалось в квалифицированных специалистах.

В работе мы будем рассматривать отечественные традиции воспитания в образовательном процессе высшей школы в различные исторические периоды:

1. Имперская Россия (1755 г. основание Московского университета – до Октябрьской революции 1917 г.).

2. Советская Россия (Октябрьская революция 1917 г. – до принятия закона «Об образовании» 1992 г.)

3. Российская Федерация (принятие закона «Об образовании» 1992 г. – до настоящего времени).

1. Имперская Россия (1755 г. основание Московского университета – до Октябрьской революции 1917 г.)

Решающим событием для развития национальной культуры и науки в России стало возникновение университетского образования и появление первых учебных заведений в России. До этого момента, согласно представлениям Белявского М. Т.: «…. дворянство и особенного его аристократическая верхушка открыто пренебрегали национальными традициями, презрительно относились к русской национальной культуре, низкопоклонничали перед Западной Европой» [3, с. 27].

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. К одним из первых университетов относятся также Казанский, Санкт-Петербургский, Харьковский университеты. Университеты в тот период были научными и культурными центрами. Они играли выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний, национальных традиций.

В одной из монографий, посвященных Московскому университету, отмечается, что университет «… был не только учебным и научным заведением, в нем сформировался особый «университетский дух», здесь нравственность, честь и внутренняя человеческая независимость ценились не меньше профессиональных знаний» [18, с. 7].

Воспитание считалось основным средством совершенствования человека, поэтому университеты должны были не только обучать, но и воспитывать.

«Здесь шло интенсивное осмысление и создание важнейших идейных понятий эпохи, новых ценностей, созидание нового литературного языка; здесь «воспитание ума и сердца» было важнейшей задачей» - отмечают авторы книги «Университет для России. Московский университет в александровскую эпоху» [19, с. 11].

Гончаров И. А. сравнивает университет с источником: «ходили в университет как к источнику за водой, запасались знанием» [13, с. 172]. Университеты играли огромную роль в культурной, духовной, научной жизни государства и общества в целом

В университет могли поступать выходцы из разных сословий, кроме крепостных крестьян. Преподаватели в учебном процессе ко всем студентам относились одинаково, независимо от происхождения. Замечательны в этом плане слова М. В. Ломоносова: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды».

Среди студентов существовали социальные отличия (казеннокоштные студенты за счет государства, а студенты - дворяне за плату, которую вносили родители) и возрастные отличия (студенты-разночинцы -18-20 лет, студенты-дворяне – 14-15 лет).

Были студенты, которые профессионально стремились к знаниям и серьезно занимались наукой под руководством профессоров. Чичерен Б. Н. вспоминает о Московском университете так: «это действительно была almamater, о которой нельзя вспомнить без теплой сердечной признательности» [17, с. 28].

Студенты настолько были увлечены наукой, что оставались в лабораториях допоздна. Студент Ленинградского университета В. М. Толстопятов вспоминает один случай из своей студенческой жизни. Однажды он работал в лаборатории до позднего времени, и ему удалось, наконец, выделить в чистом виде третичный бутиловый спирт. Возвращаясь, домой около 1 часа ночи он встретил преподавателя А. Е. Фаворского. «Он расспросил меня о результатах работы и, узнав, что выделен третичный спирт, попросил меня вернуться в лабораторию и определить удельный вес полученного спирта. Я с удовольствием исполнил эту просьбу и домой возвращался уже на рассвете» [9, с. 54]. Вот какой мощный и бескорыстный интерес испытывали студенты к научным знаниям.

В Имперскую эпоху студенты носили форму, которой гордились, как знаком принадлежности к университету. В различные периоды развития университета форма не всегда была обязательным атрибутом. Форма, можно сказать, тоже имела свое воспитательное воздействие.

Интересным представляется поведение женщин – курсисток в течение получения образования. Во время пребывания на Высших Женских Курсах студентки не только учились, но и занимались общественной работой: дежурили в библиотеке, создавали кассы взаимопомощи, которые помогали нуждающимся слушательницам. В Музее истории Санкт-Петербургского университета сохранились тетрадные записи, в которых вели строгий учет денежных средств, поступавших в кассу.

У слушательниц Высших Женских Курсов было сильное желание получать образование. Лекции некоторых преподавателей были настолько увлекательны, что, например, «слушать М. М. Ковалевского приходили курсистки разных факультетов. Зал был переполнен, сидели на подоконниках, на полу у кафедры; его мощная импозантная фигура, белоснежные волосы, красиво откинутые назад, плавная речь, уверенные жесты опытного оратора, внушали уважение и почтение к нему; мы испытывали гордость, что он, известный социолог, историк, юрист, общественный и государственный деятель пришел к нам на курсы прочесть лекцию» [4, с. 170].

Слушательницы Высших Женских Курсов старались не опаздывать на лекции, так как считали, что профессора нельзя заставлять ждать. Дисциплина и авторитет преподавателей были одними из важных нравственных ценностей того времени.

В стенах Московского университета в Имперскую эпоху учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы, математики, механики, медики, ботаники, физики, почвоведы, историки, географы, филологи, переводчики, правоведы, издатели, писатели, архитекторы и многие другие выдающиеся ученые.

«Нравственную культуру, - как отмечают культурологи, - крайне сложно воспринимать зрительно, ибо она не имеет каких – либо материальных пространственных характеристик» [20, с. 9]. Однако, даже внешний вид преподавателей университета говорил о высокой нравственной культуре «сам вид внушал уважение» [1, с. 87], их отличала «добросовестность труда и любовь к науке», доброта, преданность делу, любовь к ученикам сыграли громадную роль в воспитании целых поколений» [19, с. 57].

Немало написано воспоминаний о преподавателях университета, о том какую важную роль они играли в формировании мировоззрения студентов, о том, какое влияние своей личностью они оказывали на формирующуюся человеческую душу. В процессе университетского образования в воспитанниках зарождались и развились такие нравственные качества, с которыми они шли по дороге жизни с высоко поднятой головой.  

Университеты отличались сильными и талантливыми преподавателями. Петров Ф. А. в своей статье говорит о том, что профессора могли возбудить в студентах не только любознательность, но и нравственные чувства, стремления к благородным идеалам.

Приведем примеры некоторых воспоминаний о профессорах старшего поколения Московского университета:

- М. Я. Мудров (врач, декан медицинского факультета) – студенты неограниченно доверяли ему, всякое слово его было свято; студентов он любил и помогал им, как отец;

- Е. О. Мухин (врач, декан медицинского факультета) – скуповат, но его ценили; он жертвовал своим пособием молодым людям для пользы просвещения [19, с. 60].

- И. П. Тургенев (директор Московского университета) - человек добрый, честный и справедливый; хлопотал за студентов;

- М. Н. Муравьев (попечитель Московского университета) – личность цельная глубоко нравственная; его характеризовали такие качества, как доброта, честность, верность какому-то особому гуманистическому идеалу человека внутренне свободного и думающего только о благе других [1, с. 44].

- П. И. Страхов (преподаватель физики, декан) – его предмет был в числе самых популярных; его лекции сочетали красноречивое изложение и интересные опыты; толпы студентов провожали его домой из аудитории, которым он давал ответы на вопросы; любил театр, который как он считал, учит светской благопристойности [1, с. 87].

- С. М. Соловьев – добросовестно относился к исполнению своего служебного долга; не позволял пропускать лекции; читал лекции на память, не пользуясь заранее подготовленным текстом; вводил студентов в святую святых науки; никогда не упускал из виду задачу патриотического и нравственного воспитания [24, с. 69-71].

Студент Жихарев С. П. пишет о преподавателях замечательные слова: «Добрые, благонамеренные, почтенные люди! Все время жизни своей посвящают другим, в беспрерывных трудах…» [13, с. 54].

Часть студентов, заканчивая обучение, оставались работать в университете. Отношения с молодыми профессорами у студентов складывались иначе. Студенты посещали научные кружки, в которых они чувствовали себя собратьями, там не было учеников и учителей, царили дружеские отношения. Так, например, Чеботарев Х. А. на лекциях «выступал как педагог – моралист» [1, с. 106]. К слушателям обращался: «Друзья мои!» и переходил на ты.  

Чичерен Б. Н. в своих воспоминаниях пишет о том, что «отношения между профессорами и студентами были самые сердечные с одной стороны, искренняя любовь и благоговейное уважение, с другой стороны, всегдашнее ласковое внимание и готовность прийти на помощь» [17, с. 27].

Молодых преподавателей отправляли на стажировку за границу. Оттуда они возвращались и «…. сообщали слушателям одушевлявшие их идеалы, указывая им высшие цели для деятельности, зароняя в сердца их неутомимую жажду истины и пламенную любовь к свободе» [17, с. 27].

Чичерен Б. Н., вспоминая о Грановском Т. Н. (преподаватель истории) пишет: «..мог быть славою и красою любого университета. Его поэтическая личность, его яркий талант, его высокий нравственный строй делали его самым видным представителем этой блестящей университетской жизни» [17, с. 27].

Необходимо отметить, что в период начала работы Московского университета российских профессоров было недостаточно, и приглашали иностранцев.

Иностранцы отличались незнанием русского языка и нежеланием знать его. В отношении к студентам они отличались: «…. хладнокровием…., духом западного клиентизма, неумеренным курением сигар» [1, с. 97], хотя были среди них преподаватели, которые верой и правдой популяризировали научные знания среди студентов Императорского университета.

В Санкт-Петербургском университете тоже работали виднейшие профессора того времени. Например, Д. П. Коновалов – человек широкого образования и кругозора, обладал даром исключительного красноречия; будил в слушателях лучшие чувства; «Давал для многих тот толчок, который дальше определял их жизнь» [9, с. 55].

Воспитанницы Высших Женских Курсов, равным образом, как и другие студенты той эпохи с любовью и уважением вспоминают о своих преподавателях: «И. М. Греве был незаменимым руководителем семинарских занятий, внимательным, благожелательным, готовым всегда придти на помощь разъяснением, указанием, умело направляющим, но никогда не навязывающим свою мысль, свою точку зрения, напротив – искренне приветствующим самостоятельный подход к вопросу и независимость точки зрения» [4, с. 148].

С. Я. Терешина вела практические занятия в физических лабораториях на Высших Женских Курсах и была «….доброй и отзывчивой. Человеческая жилка была развита у нее очень сильно» [4, с. 174]. Она помогала курсисткам при трудоустройстве на работу и многое другое.

А. К. Диксон была «….тихая, спокойная, внимательная и добросовестная» [4, с. 175].

Общий словесный портрет преподавателя, возникающий по воспоминаниям студентов, включает в себя ряд характерных признаков. Преподаватель университета характеризуется, как правило, как добрый, честный, великодушный, добросердечный, душевный, искренний, откровенный, чистосердечный, отзывчивый, добродетельный и др.

Для студентов преподаватель являлся примером, они замечали все: как он одет; как ведет себя за кафедрой и в научном споре; манеру говорить; умение держаться; знание предмета. Лихачев Д. С. вспоминает о лекциях Е. Тарле: «…. лекции эти учили главным образом ораторскому, лекционному искусству…. впоследствии, когда я …. начинал преподавать на историческом факультете Ленинградского университета, я вспоминал, как останавливался Тарле, якобы подыскивая подходящее слово, как потом «стрелял», в нас этим найденным словом» [10, с. 152].

Наряду с общими, обязательными для преподавателя, качествами каждый преподаватель давал для студентов что-то свое так, например, «… Редькин мог дать толчок философскому мышлению, … у Кавелина можно было научиться основательному изучению истории русского права, … широкое историческое понимание можно было получить только от Грановского» [17, с. 34].

Профессора не только давали знания, но и формировали основные жизненные ценности. Студенты уважали преподавателей и некоторых даже побаивались, но, конечно, не обходилось и без шалостей по отношению к ним.

Нельзя не отметить благотворного воздействия православия на нравственное воспитание студентов.

Университеты были светскими, но православие играло огромную роль в воспитании студенчества. Богословского факультета в Московском университете не было, но богословским знаниям придавалось большое значение. В § 4 Проекта о учреждении Московского университета закреплено: «Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания» [29].

Основные достоинства человека и религиозность стоят на первом месте: вера в Бога, честь, правда, любовь к ближнему, преданность Государю и отечеству, высокий талант и труд бескорыстный

Студенты воспитывались с осознанием того, что они должны быть полезны отечеству. Это было закреплено в § 112 Устава 1804 года: «Между науками, в Университете преподаваемыми, находятся такие, которым необходимо должны учиться все желающие полезными быть себе и Отечеству, какой бы образ жизни и какую службу ни избрали» [30].

Штретер Ю. Н. в своем диссертационном исследовании выделяет 2 группы ценностей, на которых основывалось нравственное воспитание: светские ценности (стремление к свободе, уверенность в себе, независимость, следование светским нормам этикета, накопление материальной собственности, эмоциональная насыщенность, наличие друзей, интеллектуальность, рациональная ментальность) и православные ценности (вера в Бога, скромность, почитание родителей, накопление знаний о Боге, отсутствие национальностей, чистота помыслов, разумность, благоразумие).

В процессе усвоения студентами вышеперечисленные ценности иногда вступали в их сознании в противоречия. Данные противоречия в процессе развития образования постепенно разрешались при помощи профессоров и условий организации образовательного процесса, которые такие качества как патриотизм, гармонию в личности, учили быть благородными. Некоторые из них оставили яркий след в осуществлении патриотического воспитания студентов. По воспоминаниям студентов, особенно были пронизаны пламенным патриотизмом лекции Николая Поповского. Поповский показывал студентам «…какая важная и благородная задача стоит перед ними» [3, с. 198]. У Поповского было сильно развито чувство долга, и он требовал от студентов добросовестного отношения к своим обязанностям. Он сыграл значительную роль в воспитании деятелей русской культуры и науки.

Воспитывал в студентах патриотизм, прославляя мужество и стойкость русского народа, Десницкий С. Е.

В процессе научных занятий преподаватели стремились воспитывать студента как самоценную, независимую личность, нацеленную на самостоятельные суждения, на поиск нового, принимающую решения и отвечающую за них.

Из анализа системы ценностей, которая была характерна в период становления университетского образования, можно сделать вывод о том, что в процессе образования студентов формируется гедонистическая нравственная культура. Данный тип культуры начинает формироваться, когда складывается возможность или потребность в духовном творчестве и интеллектуально-творческой деятельности. «Гедонистическая нравственная культура, - пишет Франц А. С., - это один из идеальных образов нравственной культуры, в основу которого положен принцип познания и преобразования мира посредством созидательных интеллектуально-творческих занятий» [20, с. 161].

К наиболее значимым ценностям данного типа культуры относятся такие ценности, как ценность собственной индивидуальности, обогащение собственного духовного потенциала, способность восхищаться индивидуальностью собеседника, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности, оберегающее отношение к жизни и достоинству любого человека, такт, помощь в развитии таланта другого человека, оптимизм, вера в человеческие возможности, любовь к человечеству и другие.

Говоря о традициях воспитания в процессе образования нельзя не упомянуть о роли библиотеки в образовании.

Библиотека Московского университета является старейшей библиотекой страны. Впервые для читателей она была открыта в 1756 году. В плане изучения библиотечных фондов Московского университета интересной представляется работа «Из фонда редких книг и рукописей научной библиотеки Московского университета» под редакцией С. О. Шмидта.

В период начала работы Московского университета в России было недостаточно научной литературы и преподаватели, которые ездили на стажировки за границу, привозили коллекции книг. В Университете, практически, не выделялись деньги на приобретение книг, и преподаватели покупали их на свои деньги.

Так, например, Бодянский О. М. собирал коллекцию книг во время путешествия по славянским землям, во время пребывания за границей он также приобретал славянские книги. Он обратился в Московский университет для выделения денег на покупку книг, но ему отказали, и он продолжал приобретать книги на свои очень скудные средства. Сегодня учебная библиотека Бодянского О. М. – уникальный памятник культуры.

Библиотека историка Грановского Т. Н. насчитывает 6469 томов. Она всегда была к услугам студентов. В одном из писем из Берлина он писал, что тратит все деньги на театр и книги.

Математик Бобынин В. В. начал собирать свою коллекцию во время обучения и собирал её всю жизнь. Некоторые из изданий имеют особую культурно-историческую ценность.

Собрание В. В. Величко принадлежит Московскому университету. «Надо сказать, что для В. В. Величко и Н. К. Величко отдавать людям все им принадлежащее – не только годами собираемые разнообразные коллекции, но и свои знания, свое душевное тепло – естественное состояние этих людей, норма их жизни, а не дань ожившей традиции дарений» [8, с. 85].

Фонд П. Н. Кудрявцева хранится в отделе редких книг Московского университета. Лекции его занимают важное место в развитии исторического знания в России. Новое осмысление исторического материала, образное, яркое изложение его – все это увлекало студенческую аудиторию.

Чичерен Б. Н. вспоминает о том, что «библиотеки профессоров всегда были открыты для студентов, которых профессора сами побуждали к чтению, давая им книги и расспрашивая о прочитанном» [17, с. 27].

Несомненно, то, что книги являются одним из основных источников развития личности.

Книги имели огромное воспитательное значение. Цель книг формирование и воспитание цельной личности. Чтение книги оказывает благотворное влияние на молодую формирующуюся душу воспитанника.

В период появления и развития университетов начался осуществляться историко-педагогический анализ различных средств, методов и форм организации воспитания в процессе образования.

Средства – это тот инструментарий, которым пользовались в процессе обучения и воспитания. Характерными средствами в тот промежуток времени были слово учителя, печатное слово (книги, переводы, лекции профессоров), а также начинают появляться различные приборы в химических и физических, биологических лабораториях, которые носили наглядный характер.

Штретер Ю. Н. в диссертационном исследовании выделяет 3 группы методов нравственного воспитания:

1)    методы, осуществляемые педагогом;

2)    методы самовоспитания, когда личность воспитывает самого себя;

3)    методы воспитания личности в коллективе (общение, традиции).

Рассмотрим характерные формы организации воспитания в процессе образования.

В Московском университете проводились публичные лекции, на них могли присутствовать все желающие, а также проводились публичные диспуты, таким образом, поддерживалась связь с обществом.

В свободное от учебы время студенты собирались в различные кружки, общества. Такие кружки посещали преподаватели, студенты и те, кому просто было интересно.

Увлечения студентов в тот период были различными: чтение романов, театр, занятия музыкой, посещение церкви. Студенты дворянского происхождения в свободное время ходили на танцы, участвовали в московских гуляньях, ходили на светские приемы. Некоторым студентам, приходилось зарабатывать деньги, и они давали частные уроки, переводили иностранную литературу.

Большая часть студентов увлекались литературой, театром. Все это тоже обладало огромным воспитательным воздействием.

Многие преподаватели занимались переводами, писали научные работы, лекции, по которым занимались студенты, так как научной литературы на русском языке было очень мало. Например, М. Н. Муравьев при обучении великих князей Александра и Константина специально писал «… краткие наставления государю в форме афоризмов древних мудрецов, где обрисованы главные черты, отличающие «счастливого правителя….». [1, с. 50]. Муравьев М. Н. считает одной из важнейших форм организации обучения и воспитания путешествие.

Например, профессор Шляпкин, который преподавал на ВЖК древнюю литературу устроил экскурсию в Великий Новгород, чтобы ввести слушательниц в былое, он водил их по древнему городу воссоздавая картины прошлого. Федорова Н. П. вспоминает об этой экскурсии: «Меня захватила эта экскурсия – вот путь, которым можно лучше подвести к знанию, увлечь и заинтересовать людей!» [4, с. 177]. После обучения Федорова стала специалистом экскурсионного дела, возможно, именно эта экскурсия в Великий Новгород повлияла на ее выбор профессии.

Во всех высших учебных заведениях использовались и классические формы обучения лекции, семинарские занятия. Через лекции преподаватели приобщали студентов к творческой научной мысли, а семинарские занятия «дали нам в руки метод научной работы…. В этом их подлинное воспитательное значение. Они пробудили в нас творческую мысль, и мы через все пронесли ее негаснущий огонь» [4, с. 186].

После получения образования у большинства студентов оставались положительные воспоминания об учебе в высших учебных заведениях.

«Университет дал мне все, что он мог дать; он расширил мои умственные горизонты, ввел меня в новые, дотоле неведомые области знания, внушил мне пламенную любовь к науке, научил меня серьезному к ней отношению, раскрыл мне даже нравственное ее значение для души человека. Я в университете впервые услышал живое слово, возбуждающее ум и глубоко западающее в сердце; я видел в нем людей, которые остались для меня образцами возвышенности ума и нравственной чистоты» - пишет Чичерин Б. Н. [17, с. 64].

Интересны воспоминания Фроловсой К. В. об учебе на Бестужевских курсах: «За всю мою долгую жизнь нет у меня более светлых, более сладостных воспоминаний, чем воспоминания о годах, проведенных в стенах Бестужевских курсов, о людях, которых я там узнала, о мыслях, чувствах, мечтах, которые там у меня родились» [4, с. 147].

Отметим, что в этот период университетское образование, в больше степени, носило характер общественно-просветительского и воспитательного заведения. Воспитание было направлено на нравственное совершенствование личности. Для учебной и научной сфер были характерны способствующие интеллектуально-творческой деятельности гедонистические нравы. Студенты учились благородству, великодушию, уважению достоинства другого человека.  

2. Советская Россия (Октябрьская революция 1917 г. – до принятия закона «Об образовании» 1992 г.)

Для каждого исторического периода характерны свои оптимальные нравы. Под нравами принято понимать «наиболее стабильные, общепринятые, всеми одобряемые формы отношения людей друг к другу, к труду, к вещам, к природе и т.п.» [21, с. 27]. Они изменчивы и необходимы для выживания общества в конкретный исторический период времени.

В советский период для российского общества характерно преобладание традиционных нравов. Это связано с тем, что «это был период физического выживания людей. В условиях невысокого экономического уровня жизни, неспособности и невозможности людей сохранить собственную жизнь вне социальной общности главной целью жизни человека невольно становилось сохранение человеческого общества….. поэтому главным нравственным принципом стало абсолютное стремление человека к созданию общественного блага» [21, с. 73].

Поэтому для советского образа жизни были характерны следующие ценности и принципы жизни: дисциплинированность, ответственность за порученное дело, высокая сознательность, стремление «быть как все», преобладание общего интереса над личным, ограничение смысла жизни человека его полезностью для общества, высокое чувство долга, послушание и др.

Нравственное воспитание в высшей школе базировалось на вышеперечисленных ценностях. Его успех зависел «от конкретных людей и коллективов, их заинтересованного отношения в судьбах товарищей» [2, с. 35].

Для людей того времени характерны преданность коммунизму, проявление чувства советского патриотизма. Проявление всего этого замечает немецкий студент Хайнц Гайер, который приехал на стажировку в Московский государственный университет. Он обращает внимание на «очереди в Мавзолей, называя Ленина «бессмертным» и отмечая, что он является предметом божественного почитания в Советском Союзе» [23, с. 25]. Кроме того, он отмечает, что поклонение культу Ленина соблюдается вполне искренно.  

Х. Гайер посещает могилы Чехова, Гоголя, Маяковского на кладбище возле Новодевичьего монастыря, и отмечает, что «состояние кладбищ во многом отражает культуру страны …. я проходил по своего рода «аллее героев» [23, с. 25].

Воспоминания о преподавателях у Гайера остались самые теплые, например, о профессоре Копорском: относился к ученикам почти с отеческой заботливостью, отеческой доброжелательностью.

В университетском образовании в этот период можно выделить три направления:

1) ведется широкая общенаучная подготовка (обучение происходит по единому учебному плану всех студентов на младших курсах независимо от будущей специальности);

2) идейно-воспитательная работа (идейная направленность учебного процесса, связь теории с практикой коммунистического строительства, культурно-массовая работа, международные обзоры, цикл «Портреты великих русских революционеров и ученых»);

3) политико-воспитательная работа (ей занимались деканат, кафедры, партийная профсоюзная и комсомольская организации, руководители партбюро).

Воспитательная работа осуществлялась специально существующими для этого субъектами этой деятельности:

1) работа постоянно действующих учебно-воспитательных комиссий;

2) воспитательная работа кафедр (преподаватели-предметники на младших курсах и научные руководители на старших);

3) воспитательная работа во внеучебное время (коллективы ВЛКСМ, профсоюзы).

Кроме того, необходимо отметить, что значительное место в воспитательной работе студентов занимает их участие в общественном труде (уборка урожая, стройка, общественные организации). «Ежегодно студенты первых курсов в количестве 200-250 человек отправляются на целину, где выполняют разные строительные работы в колхозах и совхозах. За хорошую работу получают благодарности….» - написано в Отчете о деятельности Московского государственного университета за 1960/61 – 1963/64 г.

Воспитательная работа ведется на всех факультетах и на подготовительном факультете тоже. С абитуриентами проводятся беседы, они посещают выставки, ходят на экскурсии, они могут записаться в студенческие кружки.

Во время свободное от занятий со студентами проводится воспитательная работа. Они посещают кинотеатры, театры, выставки, организовываются туристические походы.

Воспитательная работа проходит также и в общежитии, где живут студенты. Здесь проходят встречи с заслуженными деятелями науки и искусства; собираются вечера, посвященные творчеству известных композиторов; проводятся вечера студенческой песни и молодых поэтов студентов; вечера вопросов и ответов. Такие встречи и вечера проводятся под руководством профессоров факультетов.

Целью воспитания в этот период является «формирование личности нового человека – строителя коммунизма, гражданина, труженика – творца, коллективиста и гуманиста, то есть человека, отличающегося органическим единством политических, деловых и моральных качеств» - отмечает Иванов В. Г. [7, с. 50, 51].

Перечислим основные формы и способы реализации образования и воспитания в высшей школе в советский период. Теоретические конференции; лекции, где закладываются основы науки и воспитывается материалистическое марксистско-ленинское мировоззрение; проведение бесед; чтение источников; подготовка и чтение докладов; чтение монографической литературы и полезные беседы по прочитанному; проверка конспектов; контроль преподавателей за посещением и успеваемостью; участие в субботниках; правильная организация учебного процесса и влияние на студента через преподаваемый предмет; научные кружки; подготовка газеты по кафедре; встречи с людьми разных профессий; экскурсии, походы, сборы; культурно-массовые мероприятия; спортивные состязания; шефские мероприятия (например, над детским домом); выполнение поручений органов власти на добровольных началах; проведение дискуссий со студентами разных факультетов, со студентами иностранцами и др.    

Иванов В. Г. выделяет методы воспитания: убеждение; поощрение и взыскание. Наиболее действенного эффекта, по его мнению, можно достичь в сочетании метода убеждения и требовательности.

Все вышеперечисленные формы и средства способствуют: укреплению учебной дисциплины, развитию инициативы у студентов в учебной и общественной работе, формированию жизненных взглядов, чувство коллективизма, формированию ценностей и принципов, характерных для традиционной нравственной культуры.

Краткий обзор отечественных традиций образования и воспитания в советский период, позволяет сделать вывод о том, что такая система образования соответствовала потребностям государства и общества.

Для человека того времени не требовалось иных знаний и ценностей для самореализации, была четкая система, идеология, которая контролировала человека, контроль был со стороны коллектива (общественное мнение было значимее личного) и государства (тотальный контроль со стороны власти). Система образования готовила преданных партии исполнителей.

Правовое воспитание формально провозглашалось, но не было каналов передачи. Нравственная культура человека базировалась на традиционных ценностях. Существовала традиционная нравственная культура, а, как известно, степень послушания человека зависит от преобладания в его идеалах традиционных ценностей. Следовательно, человек, обладающий такими качествами (долг, честь, ответственность, героизм, вежливость, послушание, смирение, требование быть «как все», милосердие, совестливость, сочувствие, коллективизм, преобладание общего интереса над личным, ограничение смысла жизни человека его полезностью для общества, сострадание, послушание), не испытывал потребности в правовом воспитании.

3. Российская Федерация (принятие закона «Об образовании» 1992 г. – до настоящего времени)

Подробно на традициях воспитания в процессе образования в Российской Федерации мы останавливаться не будем, ибо становление системы образования происходит на наших глазах.

Отметим лишь одно, что традиции современного воспитания в высшей школе значительно отличаются от традиций в период Имперской России и традиций в период Советской России. В отличие от периода, когда происходило становление университетского образования и нравственные качества ставились даже выше профессиональных, в современном российском обществе главным в высшем образовании стало получение профессии, так называемых, ЗУНов, а вот нравственные качества ушли на второй план.

Однако, сейчас ситуация меняется и воспитание снова становится необходимым в сфере высшего профессионального образования. Хотя, какие качества и каким образом воспитывать, на сегодняшний день далеко не всем ясно.

Причины всего этого нам видятся в следующем [данные причины выявлены на основе анализа одной из глав книги: Франц А. С. «Российские нравы: истоки и реальность (Азбука этического плюрализма)»] - возросла потребность человека в эффективной созидательной деятельности; деятельность становится высшей ценностью, целью жизни; материальное благосостояние начинает приобретать статус жизненной ценности; появление частной собственности, развитие рыночных отношений и, как следствие, нарастание нигилистических взглядов; промышленная предпринимательская система создает у людей новое мировосприятие.

С появлением всего вышеперечисленного большинство ценностей традиционной нравственной культуры и часть ценностей гедонистической нравственной культуры перестают быть актуальными и утрачивают свою необходимость в жизни личности, общества и государства. В обществе начинают складываться прагматические нравы (прагматическая нравственная культура).  

Прагматическая нравственная культура - один из идеальных образов нравственной культуры, сложившийся на основе системы нравственных ценностей, оптимальных для организационно-предпринимательской деятельности [20, с. 164]. Значимые принципы и нормы поведения: бережное отношение к чужому и своему времени, недопустимость чувств обиды, оберегающее отношение к чужому и своему здоровью, умение сохранить высокую трудоспособность, воспитание в себе навыков самообладания, умение мобилизовать себя в трудных ситуациях, умение быть предусмотрительным, способность достигать компромиссов.

Кроме того, в современном обществе у личности возникает потребность в правовом воспитании. Это связано с рядом причин:

во-первых, Россия находится на пути построения демократического правового государства;

во-вторых, права и свободы человека провозглашены высшей ценностью;

в-третьих, на законодательном уровне закреплены обязанности человека и гражданина и ответственность за их неисполнение;

в-четвертых, практически все сферы жизнедеятельности человека регулируются правовыми нормами: семья, образование, труд, спорт, покупки, получение документов, рождение ребенка и др.

Следовательно, современному студенту нужна такая система воспитания, которая бы отвечала его потребностям и потребностям современного общества и государства. Сегодня образование рассматривается как производство человеческого капитала, которое должно отвечать потребностям настоящего времени и будущего. В процессе образования необходимо формировать гармонично и перспективно развитую личность на основе культуры жизнедеятельности, воспитания, получения знаний, овладения определенными видами профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо формирование таких ценностей, которые позволяли бы студенту оптимально самореализоваться в современном мире.

Правовое воспитание, действительно, необходимо современному студенту для того, чтобы уметь реализовать свои интересы, быть конкурентоспособным, самореализоваться в профессиональной деятельности, знать свои возможности и уметь использовать их, самостоятельно и ответственно реализовывать свои возможности. И, кроме того, основная задача правового воспитания ослабление нигилистических нравов, существующих в обществе.

Утрачено единообразие нравственных ценностей. Социального контроля нет, нравственная культура становится плюралистична. У человека возникает трудность в осознанном выборе ценностей. Ценности разных людей не совпадают, поэтому очень важно иметь единые критерии – правовые.

Исходя из всего вышеизложенного, можно попытаться дать несколько рекомендаций.

Нравственное воспитание на современном этапе в высшем профессиональном образовании необходимо реализовывать на базе ценностей традиционной нравственной культуры, гедонистической (аристократической) нравственной культуры, прагматической нравственной культуры. Кроме того, необходимо в процессе воспитания учитывать нигилистические нравы.

Это, во-первых, открывает для студентов возможность осознанного выбора ценностей, и позволяет уяснить для какого вида деятельности, какой тип нравственной культура характерен. Во-вторых, необходимо предложить структуру нравственной культуры в целом (мораль, нравственность, нравы).    

Соответственно, чтобы реализовать такое воспитание необходимо:

- использовать лучшие традиции образования и воспитания, которые имеются в богатом историческом прошлом России;

- ввести блок нравственных и правовых дисциплин для всех студентов независимо от получаемой специальности;

- реализовывать воспитание с учетом национальных особенностей;

- опираться на религиозные нравственные ценности, так как «эффективно противостоит нигилизму в сознании и поведении людей религия» - пишет Франц А. С. [21, с. 316];

- чаще проводить встречи с деятелями науки и искусства, с представителями власти, с представителями общественных организаций, с представителями СМИ – это будет интересно студентам, потому что они смогут задать интересующие их вопросы;

- кураторам групп организовывать походы в театр, экскурсии, походы. Все это несет в себе серьезное воспитательное воздействие на личность студента. В процессе этих мероприятий формируется мировоззрение, расширяется кругозор, возможно, это поможет при определении своей дальнейшей профессиональной деятельности;

- личностное влияние непосредственно самого преподавателя (он должен быть примером и любить свою профессию); влияние образов выдающихся людей профессии; ….в истории культуры со времен Сократа существует жанр гражданской проповеди, которая зарекомендовала себя как эффективный способ приобщения людей к тем или иным социальным ценностям [22, с. 193]; занятия можно проводить в форме этической дискуссии, мозгового штурма, тренинга, игры и др.

Список не является исчерпывающим, мы попытались выделить основные, необходимые условия развития воспитания в профессиональной высшей школе в современный период.

В данной работе мы не стремимся охватить все стороны данной темы, так она безгранична. Мы старались рассматривать лишь положительные моменты отечественного воспитания, не касаясь отрицательных. Попытались выделить лучшие отечественные традиции воспитания в образовательном процессе высшей школы, для того, чтобы в дальнейшем их можно было использовать в педагогической практике.

Данный материал может быть использован в научно-методической, просветительской (например, на курсах повышения квалификации), преподавательской деятельности.

Литература

  1. Андреев А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России нач. XIX в. М.: Языки русской культуры, 2000 – 312 с.
  2. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. – 63 с.
  3. Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М.: Изд-во Московского университета, 1995. – 312 с.
  4. Вахромеева О. Б. Духовное пространство университета. Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878 г. – 1918 гг. : исследования и материалы. СПб.: ООО «Диада - СПб», 2003. – 252 с.
  5. Емельянова И. Н. Приоритетные функции университетского образования на различных этапах становления высшей школы // Образование и наука. – 2005. - №5(35). – С. 120-129.
  6. Змеев В., Зайцева Н. Петровская академия // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 145-149.
  7. Иванов В. Г. Комплексный подход к воспитанию. М.: Знание, 1978. – 64 с.
  8. Из фонда редких книг и рукописей научной библиотеки Московского университета. (Исследования и материалы): Сборник / под ред. С. О. Шмидта. М.: Изд-во Московского университета, 1993. – 256 с.
  9. Ленинградский университет в воспоминаниях современников в 3-х т. Т. 2. Петербургский – Петроградский университет 1895 – 1917 г. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1982. – 223 с.
  10. Лихачев Д. С. Избранное: Воспоминания. СПб.: «Logos», 2000. – 608 с.
  11. Материалы круглого стола «Критерии качества диссертационных исследований в педагогике и смежных науках» на заседании бюро УРО РАО 23 апреля 2008 г. // Образование и наука. – 2008. - № 5(53). - С. 18-33.
  12. Михалков В. С. Что такое счастье. М.: Эксмо, 2007. – 320 с.
  13. Московский университет в воспоминаниях современников: Сборник / Сост. Ю. Н. Емельянов. М.: Современник, 1989. – 735 с.
  14. Отчет о деятельности Московского Государственного Университета в 1960/61 – 1963/64 годах. М.: Московский университет, 1976. – 578 с.
  15. Патов Н. А. Мировоззренческие аспекты естественнонаучной подготовки студентов в отечественных университетах (XIX – начало XX в.) // Педагогика. – 2006. - №7. - С. 82-83.
  16. Петров Ф. А. «Люди 1840-х годов» в Московском университете // Отечественная история. - 2005. - №2. – С. 127-146.
  17. Русское общество 40 – 50-х годов XIX в. Часть II. Воспоминания Б. Н. Чичерина. М.: Изд-во МГУ, 1991. – 254 с.
  18. Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия. / Под. ред. В. В. Пономаревой и Л. Б. Хорошиловой. М.: Русское слово, 1997. – 352 с.
  19. Университет для России. Т. 2. Московский университет в александровскую эпоху / Под. ред. В. В. Пономаревой и Л. Б. Хорошиловой. М.: ООО «Торгово-издательский дом Русское слово-РС», 2001. – 368 с.
  20. Франц А. С. Нравственная культура: стратегия исследования идеального образа. Е.: РГППУ, 2005. – 167 с.
  21. Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность (Азбука этического плюрализма): Учеб. пособие. Е.: Урал. ун-та, 1999. - 336 с.
  22. Франц А. С. Специфика приобщения студентов к социальным ценностям. Акмеология профессионального образования: Материалы V Всерос. науч.–практич. конф., 11-12 марта 2008 г. Е.: ГОУ ВПО РГППУ, 2008. – 289 с.
  23. Х. Гайер Жить и учится в МГУ / перевод Ф. Ф. Эйнера. М.: Изд-во НИИЭМ им. Н. Д. Гамалеи Академии медицинских наук России, Изд-во ПЕРЕВОЗ. – 68 с.
  24. Шаханов А. Н. С.М. Соловьев – наставник университетской молодежи // Педагогика. - 1999. - №2. – С. 69-76.
  25. Штретер Ю. Н. Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском университете: дис… канд. пед. наук: 13.00.01. – К.: 2004. – 252 с.

Документы

  1. Конституция РФ // Российская газета. 25 декабря. 1993.
  2. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ // Российская газета № 90 от 27.04.2007 г. С. 3-5.
  3. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. Неделя 6-12 ноября. С. 2-8.
  4. Проект о учреждении Московского университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum.guru.ru/ustavy/ustav1755/project1755.phtml
  5. Устав Императорского Московского университета от 5 ноября 1804 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://museum.guru.ru/ustavy/ustav1804/glava_x.phtml
  6. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» // Российская газета № 272 от 05.12.2007 г.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top